В технической документации на автомобиль часто указывают:
«рекомендованный бензин - А-95, допустимый - А-92». Или даже:
«рекомендованный - А-98, допустимый - А-95». Чем выше октановое число -
тем дороже бензин. Попробуем разобраться - так ли важно использовать
топливо с высоким октановым числом, и так ли выгодно использовать
топливо с «низким октаном».
Что такое октановое число
Напомним,
бензин - это горючая смесь легких углеводородов, которую получают путем
разгонки и отбора фракций нефти при определенных температурах.
Бензин характеризуется массой параметров, основными среди которых являются:
- объемная доля ароматических углеводородов, бензола и органических кислородсодержащих соединений.
Ароматические углеводороды повышают октановое число, но увеличивают
нагарообразование, оказывают агрессивное воздействие на резиновые и
пластмассовые детали, бензол увеличивает токсичность бензина и
нагарообразование.
- содержание серы. Сера в
результате сгорания образует серную и сернистую кислоты, разрушающие
металлические детали, систему выпуска отработанных газов, катализаторы.
- октановое число. Октановое
число характеризует способность топлива противостоять самовоспламенению
при сжатии в камере сгорания (детонационную стойкость).
Октановое
число определяют в лабораторных условиях моторным и исследовательским
методом. Для этого используют одноцилиндровый двигатель с изменяемой
степенью сжатия.
В двигатель заливают исследуемый бензин и
измеряют детонацию, затем в ту же установку последовательно заливают
смесь эталонных топлив (изооктана и н-гептана) в разных пропорциях,
добиваясь такого же уровня детонации. Процентное содержание изооктана в
эталонной смеси и будет октановым числом бензина.
Отличие
моторного и исследовательского метода заключается в различных режимах
работы двигателя во время испытаний (моторное октановое число всегда
меньше исследовательского). В различных странах и для различных бензинов
преобладают и различные методы измерений и маркировки, но в нашей
стране на заправках всегда указывается октановое число, измеренное по
исследовательскому методу.
Чем опасна детонация
В
бензиновом двигателе происходит смешивание топлива с воздухом (без
кислорода процесс горения невозможен), топливовоздушная смесь подается в
камеру сгорания, где поджигается с помощью искры. Температура и
давление повышаются, начинается окисление углеводородов, образуются
перекисные соединения и продукты их распада, склонные к
самовоспламенению.
И если состав не обладает достаточной
детонационной стойкостью, происходит тепловой взрыв, который вызывает
самовоспламенение топлива.
Иными словами, после возгорания
топливной смеси от свечи зажигания - в цилиндре просходит еще один
взрыв. Скорость распространения пламени при этом увеличивается в сотни
раз, а ударная волна многократно отражается от стенок цилиндра и от
поршня - происходит детонация.
Детонационное
сгорание вызывает перегрев, повышенный износ, и даже локальные
разрушения двигателя. При этом падает мощность, увеличивается дымность
выхлопа, расход топлива и т.д.
На возникновение детонации влияет не только состав бензина, но и конструктивные особенности двигателя, системы зажигания.
Что же будет происходить при заправке низкооктановым топливом
Итак,
использование топлива с октановым числом ниже заявленного изготовителем
автомобиля, ведет к несвоевременному сгоранию топлива, снижению
мощности, износу двигателя - т.е. детонации.
Тогда почему
производители указывают два значения октанового числа бензина, который
может употребляться в автомобиле - рекомендуемый и допустимый?
Дело
в том, что в инжекторных двигателях угол опережения зажигания
выставляется автоматически в некотором диапазоне. И этого диапазона
достаточно для того, чтобы двигатель адаптировался, например, и к
бензину А-95 и к А-92.
При этом следует учесть, что «рекомендуемый бензин» и «допустимый» - понятия разные, и способность двигателя долгое время употреблять «допустимый» бензин во многом зависит от его конструкции.
Современные
двигатели становятся все более экологичными, экономичными, но при этом
не теряют в мощности. Это достигается за счет все более высокой степени
сжатия, а высокая степень сжатия ужесточает и требования к детонационной
стойкости топлива.
Поэтому, для современных двигателей с высокой
степенью сжатия (ориентировочно - больше 10), имеющих малый объем при
высокой мощности - использование бензина с низким октановым числом
однозначно ведет к детонации. Для ликвидации детонации в граничных
режимах эксплуатации, в двигателях устанавливают датчик детонации, по
показаниям которого контроллер уменьшает угол опережения зажигания. В
результате детонация устраняется, но двигатель начинает работать с
увеличенной нагрузкой: топливо воспламеняется значительно позже,
догорает уже в выпускном тракте, разрушая клапана. При этом снижается
мощность двигателя и увеличивается расход бензина.
«Старые»
двигатели - имеющие большой объем, невысокую степень сжатия
(ориентировочно - до 10) - более лояльно относятся к понижению
октанового числа и менее склонны к детонации.
На какой именно
бензин (или бензины) рассчитан двигатель, указано на обратной стороне
лючка бензобака и в технической документации на автомобиль.
Так будет ли экономия
Как
мы уже видели, при снижении октанового числа в бензине даже в
допустимых пределах, - увеличивается расход топлива и снижается мощность
двигателя.
Но, тем не менее, эти «неудобства» могут быть
компенсированы снизившейся стоимостью самого топлива. А будет ли в таком
случае выигрыш по затратам на автомобиль (т.е. увеличившийся расход х
снизившуюся стоимость топлива) - ответить однозначно невозможно - для
каждого конкретного случая это индивидуально.
Дело в том, что расход
топлива при том или ином сорте горючего, кроме конструктивных
особенностей двигателя, зависит также и от настроек системы зажигания,
стиля езды, условий эксплуатации и пр. и пр.
Однозначно
можно сказать следующее: для современных двигателей предпочтительно
использование высокооктанового топлива (даже если в технической
документации допустимо низкооктановое). Это позволит сохранить двигатель
и выпускной тракт от излишних перегрузок и снизит вероятность поломок и
ремонта.
Двигатели 80-90 гг. - менее требовательны к величине
октанового числа, и использование низкооктанового А-92 вместо А-95 (если
это допускается в технической документации) не скажется негативно на
автомобиле. Здесь стоит вспомнить, что китайские производители при
изготовлении новых авто зачастую используют морально устаревшие модели
двигателей Mitsubishi или Toyota - такие двигатели также лояльны к низкому октановому числу.
Итог
- Автомобили нужно заправлять тем топливом, на которое рассчитан двигатель.
- На
современных авто система зажигания способна адаптироваться к топливу,
но низкооктановое горючее снижает мощность двигателя и увеличивает
расход.
- Для новых высокофорсированных
двигателей крайне нежелательно использовать низкооктановое горючее, даже
если это допускает производитель - это значительно снижает срок службы
мотора.
- Для двигателей более старой конструкции использование низкооктанового горючего вполне допустимо.
- Экономия
от перехода на 92-й (или 95-й) бензин зависит от множества факторов, и
для каждого конкретного автомобиля индивидуальна.
http://autoportal.ua/articles/chtobudetesli/23371.html