Пожалуй, все водители знают, что зимой нужно использовать зимние
покрышки, а летом - летние: это обеспечит автомобилю приемлемые сцепные
свойства с дорогой, управляемость и пр.
Тем не менее, не все
водители со сменой сезона торопятся заменить шины и продолжают ездить на
несоответствующей резине. Более того, бытует устойчивое мнение, что
летом все-таки можно использовать зимние покрышки, предназначенные «для
европейских зим». Чем это грозит, и почему это происходит - см. ниже.
Различия покрышек
Различия
в свойствах летних и зимних покрышек значительны и обусловлены
различными режимами эксплуатации. Ведь их задача - обеспечить
безопасность движения в различных погодных условиях.
Это влечет за собой различия и в изготовлении, и в конструкции покрышек для разных сезонов.
Отдельным
пунктом идут всесезонные покрышки - они применимы и в летних, и в
зимних условиях. Но, как и любой универсальный инструмент, - летом они
проигрывают по своим свойствам летним покрышкам, а зимой - зимним.
Состав резиновой смеси
Зимние шины
Зимние
шины должны сохранять эластичность и сцепные свойства при низких
температурах. Поэтому их изготавливают из резиновой смеси с большим
содержанием каучука, в них присутствует большое количество
кремнийсодержащих полимеров. Кроме того, различные компоненты (активные
наполнители, вулканизаторы, смягчающие вещества, противостарители,
красители и т.д.) - рассчитаны именно на зимнюю эксплуатацию.
В результате, шина получается «мягкой» и не твердеет на морозе.
Положительные
свойства зимней резины начинают проявляться уже при +5-7°С, и в полной
мере проявляют себя при отрицательных температурах.
Летние шины
Состав
летних шин, напротив, - оптимизирован для температур окружающей среды
выше +5-7°С (а летом асфальт может нагреться до +50-60°С). В них
используется меньшее содержание каучука и кремнийсодержащих полимеров. А
различные дополнительные компоненты подобраны таким образом, чтобы
обеспечить наилучшие сцепные свойства с покрытием при температурах выше
+5-7°С.
Ниже этого порога резина протектора твердеет, и ее показатели становятся хуже.
Рисунок протектора
Помимо состава резиновой смеси, зимние и летние шины имеют еще одно существенно различие - рисунок протектора.
Зимние шины
Протектор
зимней шины имеет специальный, адаптированный для зимних условий,
рисунок. Он более разреженный и глубокий, с крупными элементами,
обеспечивающими, с большим количеством дополнительных канавок.
Большое
количество канавок и ребер обеспечивают шине лучшую управляемость на
снежном и скользком покрытии, сцепление увеличивается за счет большей
площади, которая вступает во взаимодействие с покрытием дороги.
Канавки
на зимней резине намного шире, чем в летних, - иначе они забьются, и
резина потеряет свои сцепные свойства на первых же метрах передвижения.
Зимняя шина должна обеспечивать отвод грязи и снега из пятна контакта с
покрытием, в то время как летняя ориентирована только на отвод воды.
Летние шины
Протектор
летней шины разработан таким образом, чтобы обеспечивать сцепление с
твердой шершавой поверхностью. Рисунок протектора имеет ярко выраженный
продольный характер.
Канавки летней резины намного уже, чем зимней
- они должны обеспечивать лишь отвод воды. А, учитывая высокую степень
«шершавости» летнего асфальта, летние шины должны быть стойки к износу,
иметь низкое сопротивление качению, и им нет необходимости цепляться за
каждый кусочек нескользкого покрытия.
Что же произойдет
Итак, совершенно очевидно, что каждый тип шин предназначен для своих индивидуальных условий эксплуатации.
Поэтому при температурах ниже +5-7°С летняя шина
утратит эластичность. Это ведет к тому, что повышается вероятность
заноса даже на сухом асфальтовом покрытии, при проколе колесо может
разорваться.
Рисунок протектора летней шины не приспособлен для
передвижения по снегу и льду, не позволяет отводить снежную кашу из
пятна контакта с покрытием.
То есть машина становится практически
неуправляемой: плохо «держит» траекторию, слабо реагирует на поворот
руля, значительно увеличивается тормозной путь.
Практически то же происходит и при использовании зимних шин летом.
При
температурах ниже +5-7°С летняя шина теряет эластичность, а при
температурах выше +5-7°С зимняя шина становится слишком мягкой
При температурах выше +5-7°С зимняя шина становится слишком мягкой, в результате чего быстро стирается об асфальт.
Рисунок
протектора зимней шины не предназначен для передвижения по твердому
покрытию: у него пострадает управляемость (крупные ламели будут
«подламываться»), на поворотах автомобиль будет «плыть», не слушаться
руля, значительно увеличится тормозной путь.
Кроме того - увеличится потребление топлива из-за большого сопротивления качению.
Не
стоит идти на компромиссы и надеяться на то, что «зимняя резина,
предназначенная для Европы, в наших условиях - почти как всесезонная».
Потому что для множества моделей шин это не так, а редкий положительный
опыт подобного использования резины все-таки не может стать причиной для
его рекомендации. И расплачиваться в результате придется намного
дороже, чем стоят покрышки.
Когда нужно менять покрышки
Автомобиль
желательно переобувать тогда, когда температура окружающей среды
проходит отметку в +7°С. Это касается как зимней, так и весенней смены
резины.
Учитывая нестабильность погодных условий, точно отследить
этот момент представляется затруднительным, поэтому есть еще одна
рекомендация: зимнюю резину следует ставить около 15 октября, а летнюю -
в числах, близких к 15 апреля.
Итог
- Летняя
резина зимой теряет сцепление с покрытием настолько, что даже самая
короткая поездка по сухому асфальту может быть опасной.
- Зимняя резина летом быстро стирается (для этого достаточно 1-2 месяцев), управляемость автомобиля сильно ухудшается.
- Летом все-таки можно ездить на зимних покрышках. Только это затратно, и передвигаться нужно медленно и очень, очень осторожно.
- Зимнюю «европейскую» резину не стоит использовать как всесезонную.
http://autoportal.ua/articles/chtobudetesli/22338.html