Что будет если… при движении вперед включить заднюю передачу Сегодня обсудим – что будет, если кто-либо попробует
провести такой опасный эксперимент.
Двигатель вращает колеса через ряд промежуточных звеньев:
сцепление, трансмиссию, дифференциал и т.д. С помощью трансмиссии
обеспечивается работа двигателя в оптимальных оборотах при разных
скоростях движения, а сцепление позволяет отсоединить двигатель от
трансмиссии в момент переключения передач. Приведем пример классической компоновки: После включения задней передачи, ведущий вал будет вращаться в обратную сторону. Механическая
и автоматическая трансмиссия имеют значительные конструктивные отличия,
поэтому совершенно ясно, что, если при движении вперед включить заднюю
передачу, - они будут вести себя по-разному. Автомобиль с механической трансмиссией
Конструкций
трансмиссий великое множество, тем не менее, принцип работы можно
проиллюстрировать на примере трехвальной коробки передач: От
двигателя (через сцепление) крутящий момент передается на промежуточный
вал, на котором находится ряд жестко закрепленных шестерен. И уже с
промежуточного вала крутящий момент передается к дифференциалу - на
колеса. Шестерни на пазовом вале, ведущем к дифференциалу,
покоятся на подшипниках и свободно (при чем с разными скоростями)
вращаются вокруг него. Иными словами, при заведенном двигателе и
нейтральном положении рукоятки КПП - вращаются вал, ведущий от
двигателя, промежуточный вал, а также все шестерни. При этом пазовый вал
и муфта не вращаются, и крутящий момент на колеса не передается. Роль
муфты заключается в том, чтобы жестко соединить одну из шестерен с
пазовым валом (муфта может передвигаться вдоль вала) и начать передачу
крутящего момента: В зависимости от того, какую передачу выбрал водитель, муфта «выбирает» ту или иную шестерню. Схема 5-ступенчатой механической коробки передач и задним ходом выглядит следующим образом: При переключении передач задействуется та или иная муфта, которая, в свою очередь, подключает одну из доступных ей шестерен. Задняя
же передача реализуется с помощью промежуточной направляющей шестерни,
которая вынуждает соответствующую ей шестерню на пазовом вале вращаться в
обратную сторону. В момент переключения передач шлицы муфты
покидают пазы на боковой части одной из шестерен, а затем муфта входит в
контакт с другой шестерней. Для того чтобы была возможность
отсоединить, а затем соединить муфту с шестерней, крутящий момент от
двигателя прерывается - выжимается сцепление. Напомню, что
скорость вращения шестерен на пазовом вале - различна. Поэтому для того,
чтобы при движении снизить нагрузки на элементы трансмиссии (а также
сделать более комфортным управление автомобилем) - придумали
синхронизаторы, которые уравнивают скорость вращения муфты и шестерни
еще до их зацепления шлицами. Итак, что же получается? А вот что: при переключении передач скорость вращения муфты (которая равна скорости вращения ведомого вала) с помощью синхронизаторов синхронизируется со скоростью вращения шестерни.
Более того, так как шестерня заднего хода все время вращается в
сторону, противоположную вращению шестерням передач и вращению муфты - шлицы муфты не смогут войти в зацепление с шестерней заднего хода. Оба
описанных фактора и не позволят включить заднюю передачу при движении
вперед - шум обеспечен, но муфта не зацепится, и даже рычаг коробки
передач перевести в положение заднего хода физически не удастся. Но здесь есть еще один важный момент: настойчивыми попытками включить на ходу заднюю передачу можно повредить синхронизатор, муфту или шестерню - они будут работать при повышенных нагрузках (хотя и безрезультатно). Для
полноты картины стоит сказать, что да, конечно, - в начале, и даже
середине прошлого века у легковых авто были коробки передач и без
синхронизаторов. Но положения это не меняет - заднюю передачу на ходу
включить все равно не получится, а вот вероятность повредить коробку
передач - многократно возрастет. Автомобиль с «автоматом»
В
авто с автоматической коробкой передач роль сцепления выполняет
гидротрансформатор (суть его в том, что крутящий момент от двигателя
передается трансмиссии не посредством механического соединения, а с
помощью вязкой жидкости). Важное свойство автоматической коробки
передач заключается в том, что для образования различных передаточных
чисел задействован один набор шестерней, в то время как у МКПП
используются разные наборы. Реализуется это с помощью планетарной
передачи, у которой передаточные отношения достигаются путем фиксации
различных деталей друг относительно друга. Планетарная
передача представляет собой систему, состоящую из нескольких шестерен -
сателлитов, вращающихся вокруг центральной шестерни:
Неподвижный | Ведущий | Ведомый | Передача | Корона | Солнце | Водило | Понижающая | Водило | Солнце | Повышающая | Солнце | Корона | Водило | Понижающая | Водило | Корона | Повышающая | Водило | Солнце | Корона | Реверс, понижающая | Корона | Солнце | Реверс, повышающая | Переключение передач (фиксация того или иного элемента) осуществляется гидравлической или электронной системой управления. В
обоих случаях на выходном валу АКПП располагается датчик скорости,
который в гидравлической системе формируется давление, пропорциональное
скорости автомобиля, в электрической - напряжение. В зависимости
от скорости движения авто и загруженности двигателя определяются моменты
переключения передач. Кроме того, в выборе передачи участвует клапан
выбора диапазона, соединенный с рычагом АКПП и, в зависимости от его
положения, запрещающий включение определенных передач. Иными словами, в АКПП передачами управляет в первую очередь автоматика, считывающая данные с двигателя и вала АКПП. И она не включит заднюю передачу при движении вперед вне зависимости от положения рычага коробки передач. Максимум, что может произойти - коробка передач перейдет в режим «нейтраль». Для
еще большей надежности, многие современные авто имеют устройство, не
позволяющие переместить рычаг селектора АКПП если не выжата педаль
тормоза. Вывод
- На
автомобиле с механической коробкой передач (также как и на
роботизированной МКПП) включить заднюю передачу при движении вперед не
удастся - не хватит сил. А настойчивые попытки это сделать могут
привести к необходимости перебирать КПП.
- На автомобиле с
автоматической коробкой передач (также как и на вариаторе) это же
действо не удастся по той причине, что датчики информируют «мозг» АКПП о
направлении и скорости движения, в соответствии с чем и выбирается
передача. И пока целы датчики - ни что не заставит «автомат» включить
заднюю передачу при движении вперед (а если датчики неисправны -
автомобиль не тронется с места).
Итак, вопрос: «что будет если... при движении вперед включить заднюю передачу?» Ответ: не будет ни-че-го! http://autoportal.ua/articles/chtobudetesli/21038.html
|