Сегодня практически у каждого есть современный смартфон
или планшетный компьютер, поэтому не обязательно иметь отдельное
устройство для прокладывания пути по утомительным московским пробкам.
В нашем обзоре – программы для навигации, которые можно установить не
только в т.н. PNA, но и в любой современный аппарат, поддерживающий
передачу данных по каналам GSM (без этого невозможно получать информацию
о пробках и, соответственно, выбирать оптимальный маршрут). Заодно и
проверим, какая из программ лучше всего справляется со своей работой.
1. ПРОГОРОД
Главной
отличительной особенностью этой мультиплатформенной (Andriod, iOs, Bada,
WinMobile) навигационной программы является ее «заточенность» под
современные устройства с поддержкой мультитача. Карта Москвы
представлена с 3D-зданиями, что значительно облегчает ориентацию на
местности. При приближении к развязкам, программа выводит на экран
дополнительное окошко с подсказками, какой ряд необходимо занять. На наш
взгляд, пробочный сервис у ПРОГОРОД на сегодня является лучшим из всех
присутствующих на рынке программ. Программа предлагает достаточно
нетривиальные маршруты и, в случае изменения дорожной обстановки,
оперативно меняет их.
В один из загруженных предновогодних дней
мы решили испытать, насколько программа хорошо справляется с прокладкой
маршрута через пробки по маршруту м. Калужская – м. Щелковская. Один из
автомобилей направился в поездку без навигации по самому простому
маршруту – ул. Профсоюзная – ТТК – Русаковская ул. – Б. Черкизовская ул.
– Щелковское ш. Водитель второго автомобиля всецело доверился
навигационной программе, которая… повела его к точке финиша через самый
центр города, с заездом на Бульварное кольцо! Через 2,5 часа он
подъезжал к финишу с мыслью о том, что первый участник его там уже
заждался. Каково же было его удивление, когда ему самому пришлось ждать
еще 45 минут!
2. Cityguide
В
принципе, по удобству пользования эта навигационная программа делит
первое место с ПРОгородом. Информацию о пробках Cityguide получает,
используя централизованный сервер – каждый пользователь сам делится
информацией о скорости движения на том или ином участке. Примерно по
такому же принципу работают штатные навигаторы в Европе, только там
используется специальный радиоканал, а у нас – GSM. Cityguide использует
не простые пробки, а векторные, т.е. при определении фактической
скорости потока используется его направление на перекрестке – прямо,
направо, налево. Также используются статистические данные векторных
потоков в зависимости от времени суток и с учетом праздников и выходных
дней. Кроме того, каждый день Citiyguide обновляет информацию по
перекрытым дорогам, ограничениям из-за ремонта и пр. Маршруты Cityguide,
как и ПРОгород, прокладывает удобные и быстрые, но порой, все же
заводит в глухие пробки.
Впрочем, программа постоянно совершенствуется, а чем больше водителей
будут ей пользоваться, тем лучше она будет работать. Единственное, в чем
данная программа проигрывает ПРОгороду – юзабилити и эстетичность
интерфейса. Кнопки здесь даже крупнее, чем у лидера рейтинга, но само
графическое оформление – хуже.
3. Navitel
Эта
навигационная программа крайне популярна среди автопутешественников.
Именно Navitel имеет лучшие детализированные карты не только Москвы и
Санкт-Петербурга, но и большого количества других городов, причем здесь
есть карты не только России, но и Белоруссии, Украины, Казахстана. Так
что если Вы отправляетесь в теплые края на автомобиле – лучше всего
приобрести полный комплект карт – с Navitel очень сложно заблудиться.
Однако,
нас интересует именно пробочный сервис в Москве. И здесь данная
навигационная программа, к сожалению, серьезно проигрывает лидерам.
Заведя автомобиль в пробку, она пытается облегчить судьбу водителя,
предлагая объехать затор «дворами». И здесь уже главное не слепо
слушаться подсказок, а внимательно смотреть по сторонам. Navitel не в
курсе того, что многие придомовые территории огорожены шлагбаумами
или бетонными блоками, исключающими сквозной проезд. И уж совсем дикими
выглядят предложения объехать пробку по огороженным заборами
территориям заводов или срезать угол через церковный двор.
Программа
доступна для всех мобильных платформ, ее интерфейс имеет крупные и
удобные кнопки. Все интуитивно понятно, а карта Москвы по детализации
практически не проигрывает ПРОгороду.
4. Яндекс.Навигатор
Сегодня
практически каждый автолюбитель начинает свое утро и заканчивает
рабочий день просмотром карты Яндекс с включенными пробками. Этот сервис
– является крупнейшим в Москве и России, к тому же он совершенно
бесплатен. А недавно компания «Яндекс» выпустила собственное
навигационное приложение для двух популярных платформ – iOS и Android.
И, что характерно, скачать его можно тоже совершенно бесплатно. У
программы карта с трехмерными объектами (можно выбрать и вариант со
спутниковыми фотографиями), поддержка мультитача, простой интерфейс с
полупрозрачными кнопками прямо на карте, а искать она умеет не только по
адресу (в «Яндекс» заявляют, что программа знает 2,5 млн российских и
270 тыс. украинских компаний), но и по названию организации, что,
конечно же, только придает удобства. Кроме того, на нее можно вывести
предупреждения о ДТП, камерах контроля скорости, и дорожных работах, оставляемые пользователями мобильных Яндекс.Карт.
И
все бы хорошо – пользователям предоставляется полноценная навигационная
программа с пробочным сервисом бесплатно, но есть ряд нюансов –
Яндекс.Навигатор не знаком с реорганизацией движения на некоторых улицах
и вполне способен завести, например, под «Кирпич». Кроме того, страдает
и эвристика программы, порой прокладывая маршруты не в объезд пробок, а
прямо через них. Автомобиль, который использовал ПРОгород прибыл к
финишной точке на 35 минут раньше второго экипажа, который использовал
Яндекс.Навигатор. Но самое важное – объем потребляемого трафика не
только для отображения карты, которая кусками выкачивается из Интернета,
но и для прорисовки загруженности. Если у вас не безлимитный мобильный
интернет, то уже после месяца использования «Яндекс.Навигатор» может
обойтись дороже из любой выше представленных программ. Впрочем, начало
положено и будем надеяться, что специалисты «Яндекса» будут
совершенствовать свою программу.
5. Автоспутник
«Автоспутник»,
можно сказать, был пионером предоставления пробочного сервиса для
навигационных программ. Однако, сегодня программа практически
остановилась в развитии. Интерфейс недавно вышедшей пятой версии далек
от совершенства, собственный пробочный сервис отсутствуют (берутся
данные Яндекс.Пробки), картография также проигрывает вышеуказанным
программам. Кроме того, «Автоспутник» представлен только в вариантах для
платформы Windows (CE, Winmobile и XP/Vista/7), версия для Android
находится в стадии бета-тестирования. Единственный плюс – невысокая цена
за полный комплект карт России и возможность купить «голую» программу
для использования с картами проекта OpenMap.
Вне зачета – PocketGIS
Независимые
испытания продемонстрировали, что данная навигационная программа лучше
всех справляется с прокладкой маршрутов в обход пробок. К тому же,
PocketGIS абсолютно бесплатный, пользователь платит исключительно за
трафик данных с сервиса «Пробковорот». Однако, она доступна
исключительно для платформы Windows, ее установка связана с массой
проблем (например, нельзя скачать один вариант для разных разрешений
экрана), интерфейс – родом из прошлого века. Создавалась и
поддерживается она исключительно энтузиастами и без поддержки крупного
инвестора проект может свернуться в любой момент.
Какую
бы программу вы не выбрали, мы рекомендуем в любом случае не слушаться
слепо подсказок навигатора, а используя проложенный искусственным
интеллектом маршрут, руководствоваться еще и здравым смыслом. И тогда из
точки «А» в точку «Б» доехать можно будет, практически не попадая в
глухие пробки.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2012/03/26/1725341