«Вот ты выиграл бой. Потный, со
вкусом крови на губах, возбужденный, жаждущий продолжения. Букмекеры,
сделавшие на тебе бабки, приводят девушку. Профессионалку,
полупрофессионалку, просто любительницу острых ощущений. Ты занимаешься
этим в раздевалке, на заднем сиденье автомобиля, где даже нельзя
по-человечески вытянуть ноги, иначе ты рискуешь выбить стекла. А потом
снова выходишь на свет, вокруг беснуется толпа, желая хотя бы
дотронуться до тебя, и ты вновь чувствуешь себя героем. Это становится
частью игры, одиннадцатым раундом десятираундового поединка».
Джеймс Эллрой
Шлеп,
шлеп, шлеп, шлеп - неправдоподобно длинная серия в голову, а звуки
совсем не страшные. Вроде как ребенок прыгает по лужам. Но голова от них
дергается резко и страшно, показалась струйка крови из носа. Это легкие
веса. В тяжелых уже лет десять как нет ни мясорубок, ни интриги. Теперь
встречи 100-килограммовых - зрелище для эстетов, способных увидеть за
ленивыми и неспешными на первый взгляд движениями рук выверенную
стратегию и сокрушительные в потенциале удары. Редко доходящие до цели.
Так и с автомобилями. В спорах бюджетников, как и в гольф-классе, не считая сумасшедших, чисто российских ценников за миллион,
кроется море азарта: на чем сэкономили эти, в чем обошли конкурентов
зажатые в такую же узкую финансовую вилку те, какую фишку удалось
протащить в конечный, серийный вариант модели маркетологам третьих.
В «больших» классах меньше подобной возни, потому что
упомянутая вилка - шириной с грабли, у которых выбили все зубцы, кроме
крайних, сделав похожей на Сашу Овечкина (с победой, чемпионы). Но, как и
у боксеров-супертяжей, меньше права на ошибку – один удар и гонг,
госпиталь, забвение. Кто поймет и простит отсутствие внятной
мультимедиа, отвратительную отделку, скрипы в салоне автомобиля ценой от
двух с лишним миллионов?
Именно супертяжеловесы
сошлись на нашем ринге в этот раз: трехлитровый VW Touareg Hybrid,
стоимость которого стартует от 3,2 млн руб., и трехлитровый же дизельный
Jeep Grand Cherokee
(нет, мы не будем вспоминать о «банковских аналитиках» в бордовых
пиджаках) в комплектации Overland, на котором улыбчивые менеджеры из
салона позволят уехать за 2,5 млн рублей. И в этом главная интрига
поединка - чем ответит привычный дизель обладателю новомодного
гибридного двигателя?
Надо сказать, что выбор
автомобилей для сравнения, пусть и кажущийся неочевидным ввиду весомой
разницы в ценниках, назревал давно. Последней каплей стал пятый уже
человек из числа личных знакомых, который, желая обзавестись недешевым
внедорожником, больше имиджевым, чем проходимым, рассматривал именно
Touareg и Cherokee.
Раунд 1
Толпа
встретила бойцов настороженно - слишком разные. Первый похож на тех,
что с понедельника по четверг ходят в галстуках, в пятницу сasual
friday's, а три раза в неделю у них фитнес-клуб. Гладко выбрит, холен,
много работал над кубиками пресса, но не боевит. Даже стрижка примерная,
как у школьника. Никакой. Второй будто вышел из фильма про
гладиаторские бои: широченная шея, огромные руки без лишних рельефов и
обещание чего-то неотвратимого и крайне неприятного для соперника в
глазах. Первобытно, вызывающе красив.
Touareg, обновился и теперь местами еще сильнее похож на Cayenne, но одеждой для успешного клерка быть не перестал. Серый цвет кузова
доставшегося нам на тест-драйв Volkswagen только усугубляет это
впечатление. Все в нем хорошо: атлетичен, гармоничен, современен.
Обычен.
Как ни смешно, но его главное внешнее
преимущество – шильдики Hybrid. Потому как Touareg можно купить за два с
небольшим миллиона, а можно – за четыре. Как тут транслировать длину
своего статуса окружающим? А Hybrid – самый дорогой из имеющихся
комплектаций Touareg и самый, наверное, интеллигентный. Право, трудно
представить крайне успешного владельца восьми автосервисов, честно
отсидевшего первый срок и чудом откупившегося от второго, в роли борца
за экологическую среду.
Grand Cherokee очень хорош
внешне. Бескомпромиссно, породисто, консервативно хорош, и это
абсолютное мнение большинства. Если бы Cherokee участвовал в выборах
президента, то Путин не добрался бы до второго тура.
Безусловно,
внешность внедорожника - настоящий триумф дизайнеров Jeep и лучшая
реинкарнация «того самого Cherokee» после ряда сомнительных
экспериментов. Им удалось сохранить и передать все классические черты
знаменитой модели, при этом осовременив ее в идеальной пропорции.
Внешний вид стал главным маркетинговым преимуществом Grand Cherokee
перед конкурентами и он - первый аргумент для покупки этого автомобиля.
Пожалуй, что Cherokee - один из самых красивых внедорожников, которые
существуют на данный момент.
7-10, 8-10, 7-10
Раунд 2
Ошарашенно
откинулся на канаты, сзади суетится сутенер. То есть менеджер. В голове
все плывет. Как так, фаворит, вложены огромные деньги, а тот здоровяк
чуть не уложил в первом же раунде. Гонг, все заново, тут же немыслимо
быстрый тычок в челюсть. Как он успел, он же неповоротлив, как носорог?
Ушел от добавки, ответил быстрой двойкой и кросс вдогонку. «Нормально,
нормально, скорость!» – кричит тренер. Теперь полегче.
«Давай
со светофора!» - азартно кричит коллега из окна Grand Cherokee в
совершенно пустой Москве, ночью, по дороге на съемку. Давай, мы же
аккуратно. И тут Cherokee совершенно неожиданно для меня, уверенного в
непоколебимом преимуществе турбированного Touareg и потому решившего,
чтобы не мучать зазря машину, технично подойти к нехитрому процессу
ускорения, оказался на два корпуса вперед, заставив заулыбаться сидящего
рядом фотографа. Почему?
Совокупная мощность Touareg
Hybrid 3.0 TSI с 8-ступенчатой АКП Tiptronic составляет 379 л.с., из
которых на турбированный бензиновый двигатель приходится 333 лошадиные
силы, остальное – это электрический агрегат. Максимальный крутящий
момент - 440 Нм при 3000 - 5250 об/мин, а разгон до 100 км/ч по паспорту
- 6,5 секунды. Добавилась пара сотен лишних килограммов. Снаряженная
масса бензинового Touareg 3.6 FSI, к примеру, - 2103 кг, а дизельного
3.0 TDI - 2148 кг, тогда как наш Hybrid весит 2315 килограммов. Одна
только батарея - 79 кг, а есть еще электромотор. Однако пожертвовать
инженерам пришлось разве что объемом багажника - динамика осталась
впечатляющей.
На этом фоне характеристики Grand
Cherokee выглядят ощутимо скромнее: 241-сильный фиатовский турбодизель
разгоняет 2272-килограммовую машину за 8,2 с до сотни. Но крутящий
момент традиционно для дизелей обеспечивает завидную тяговитость при
низких оборотах - 550 Нм при 1800-2800 об/мин. Так что переживать за
резвость этого гиганта не стоит - он удивит еще многих. И этот раунд
почти вытянул за неожиданную резвость, хотя в том, что касается динамики
его соперник явно из другой лиги. Проблема Cherokee в другом –
надежной, но простоватой по сравнению с конкурентами пятиступенчатой
коробке передач. Tiptronic со своей пулеметной скоростью отстреливания
ступеней смотрится на голову выше.
Впрочем, все это - на спорт-режиме. В обычном же Touareg доводит до исступления своей заторможенностью, обусловленной наличием гибридной установки,
где бензиновый двигатель запараллелен с электромотором, а уже тот
связан с «автоматом». На выходе получается вот что: в дерганом
московском ритме, когда, только что плавно перекатываясь в пробке, вдруг
нужно резко ускориться, Touareg ощутимо «тупит» - бензиновый
двигатель-то уже заглох, машина движется на элекротяге, а тут его
приходится заводить заново, потом он синхронизируется с коробкой передач
и, наконец, разгон пошел. Когда уже желанное "окно" в трафике занял
другой Touareg, дизельный.
Последняя специфическая
«гибридная» претензия - непривычные из-за системы рекуперации тормоза, к
которым придется долго привыкать. Одним, в зависимости от манеры
вождения, они кажутся до опасно го вялыми, другим, напротив, - слишком
резкими, из-за чего машина «клюет» носом. Точно выверить усилие при
нажатии на педаль тормоза - становится задачей, осуществимой только для
познавших дзен.
И все же, невзирая на присущие
гибриду проблемы, Touareg значительно азартнее и интереснее вальяжного
благодаря отчасти и настройкам пневмоподвески Cherokee в вождении. В
пользу американца – искорка, которая способна удивить неискушенного, но
пламя из нее не разгорится.
10-9, 10-9, 10-9
Раунд 3
Судья
опять вмешался, публика недовольно гудит. Клинч за клинчем – третий
раунд стал похмельем после азартного начала. Тот, второй, тяжело дышит,
обдавая неприятным запахом изо рта. В голове некстати крутится слоган из
рекламы зубных щеток.
Между интерьерами
Cherokee и Touareg разница, равная ширине Атлантического океана. Хотели
противопоставить гибрид и дизель, а получилось столкновение культов,
имеющее опосредованное отношение к борьбе за планету. У Cherokee –
огромные американские диваны, великолепная отделка кожаного салона, ей
же обшита передняя панель, дополняют впечатление вставки из дерева.
Эргономика соответствующая, с огромным расстоянием между передними
сиденьями, и даже настройки рулевой колонки – с электроприводом.
Внутри
Touareg, как и большинство творений Volkswagen, смотрится аскетично,
почти скучно. Что не отменяет идеального качества материалов и
внимательности в процессе их подгонки. Но если посадка у Cherokee
бескомпромиссно-внедорожная или, как выражаются многие, командирская, то
Touareg – это машина для тех, кому понадобился внедорожник, но никогда
машины этого класса не нравились. Сиденья настраиваются практически как в
легковом автомобиле, благо после плоской подушки Cherokee здесь они
очаровательно нормальные. Завершить картину позволяет более широкий
диапазон настроек рулевой колонки, которые, в отличие от Jeep,
управляются пролетарским рычажком.
Многие отмечают
непривычную тишину в салоне гибридных автомобилей, в том числе и
Touareg, но Cherokee в данном случае если и отстает, то на величину,
недоступную среднестатистическому человеческому уху.
10-10, 10-10, 10-10
Раунд 4
Раз,
два, три, четыре... Отсчет судьи бьется в барабанные перепонки, перед
глазами круги, и встать очень трудно – ноги ватные и не слушаются.
Оглушенный здоровяк все же смог, титаническим усилием сводит кулаки под
подбородком. Публика азартно галдит: со стороны все просто – упал,
встал без видимых проблем. Тот, другой, смотрит внимательно. Он и сам
оказывался на полу. Понимает.
Оглушительный
провал Jeep – мультимедийная система. Внешне это нечто, упрятанное в
дисплей на передней панели и украшенное jpeg-овской картинкой с горами
и, кажется, водопадом, в сравнении с современными аналогами выглядит так
же, как первые цветные мобильные телефоны – с iPhone. Фотографии не
передают и десятой доли того неоднозначного впечатления, которое
вызывает близкое знакомство с этим шедевром разработчиков.
Помимо
визуального убожества, эта система банально неудобна. Сенсорное
управление - и без того идея для автомобилей сомнительная, а здесь
«кнопки» слишком мелкие. Складывается впечатление, что их придумали
люди, не имеющие понятия о usability. В итоге выбор нужной функции
превращается в аттракцион на мелкую моторику. А дублирование ряда
функций реализовано неочевидно. В частности, даже такую элементарную
задачу, как переключение между папками с аудиозаписями на UCB-носителе,
лучше решать, сидя в припаркованном автомобиле.
Удивление
вызывает даже не сравнение с Touareg. На несравнимо более дешевых
автомобилях, том же Golf, где мультимедиа-начинка лишь мелкими деталями
отличается от флагманского внедорожника, функционал значительно более
понятен, прозрачен и удобен. А также визуально приятен. Пусть и без
гениально-изобретательного решения – возможности залить фотографию
любимой собаки на дисплей и любоваться на нее два часа в пробках.
10-7, 10-7, 10-7
Раунд 5
Ревут,
требуют продолжения, момента истины. А как же его не хочется. Сил
объективно не хватит на единственный решающий удар, назойливо лезут
мысли о счете по очкам, третий раунд вроде бы взят. Или нет. Но
четвертый точно. Механически закрылся от правого кросса, ответил
равнодушным прямым, заведомо в блок. Ну когда же...
Наконец,
самое главное - спасаем природу, а заодно и кошельки, на трехлитровых
внедорожниках. Сама по себе мысль, конечно, диковатая. Спасать и то, и
другое сподручнее, например, на Fiat 500. Или smart. Но нормальные
герои, как известно, всегда выберут комфорт. Про экологичность, пожалуй,
всего две строчки: споры о том, не вреднее ли производство никелевых
батарей того варева, которое выплевывают традиционные автомобильные
двигатели в атмосферу, оставим «Гринпису».
В данном
случае важнее насущный вопрос: где же та обещанная фантастическая
экономия топлива на гибридах и насколько в данном случае
конкурентоспособен дизель? Как оказалось, вполне может тягаться.
В
характеристиках Touareg Hybrid заявлены 8,2 л расхода на сотню в
смешанном цикле. Фантастическая на бумаге экономия достигается путем
того, что исключительно на электротяге можно, например, вполне себе
катиться со скоростью около 50 км в час. На деле опустить до желанной
отметки показания бортового компьютера так и не удалось. Максимальную
экономию гибридный внедорожник продемонстрировал лишь однажды вечером,
когда мы стоически не превышали скорость выше 80 км/ч в течение 50 км,
из которых 20 пришлись на московские пробки, а еще 30 - на загородную
трассу в умеренно плотном потоке. Получилось 8,8 л. В остальное время в
режиме комфортного вождения выходило около 13,5 л на сотню, а если
ездить так, как может ездить турбированный Touareg и как, собственно, на
нем и ездит большинство владельцев, - за 16 литров. Цифры, безусловно,
на сенсацию не тянут, но, тем не менее, отметим – весьма достойно для
тяжелого полноприводного автомобиля.
Что до Grand
Cherokee, то установленный на нем итальянский дизель в среднем расходует
12 – 12,5 л на 100 километров. Это цифра, которую правильно будет
сопоставить с 13,5 л «немца», т.к. в режиме резких ускорений расход Jeep
поднимается до 14 л в смешанном цикле при паспортных показателях,
сопоставимых с данными для Touareg – 8,3 литра.
Но,
во-первых, Touareg мощнее, и очевидно, что это в значительной степени
искажает выстроенную пропорцию. Во-вторых, дизельное топливо на
московских автозаправках от стоимости АИ-95 уже практически не
отличается. Единственное, на чем действительно сэкономят покупатели
дизельного Cherokee - это транспортный налог. У Touareg Hybrid он
составит более 50 тыс. руб. (считаются только «бензиновые» силы), тогда
как у Cherokee, ввиду на порядок меньшего количества лошадиных сил –
менее 20. Но здесь уже дело не в гибридах или дизелях. По крайней мере,
до тех пор, пока обсуждаемые политиками и чиновниками льготы для
владельцев хотя бы местами «зеленых» автомобилей не станут объективной
реальностью.
Последний тест – каско. Страховой брокер
в ответ на просьбу посчитать минимальный полис с дисконтом представил
следующие цифры: 170 тыс. руб. на Touareg Hybrid в минимальной
комплектации за 3,2 млн руб. и 145 тыс. руб. – за Grand Cherokee
Overland ценой в 2,5 млн рублей. Расчет велся, исходя из возраста
водителя в 35 лет и, соответственно, 17-летнего стажа. Впрочем, касаемо
последнего брокер был предельно лаконичен: «Плевать на ваш стаж,
кузовщина дорогая».
10-10, 10-10, 10-10
Вместо эпилога
Мы
не будем подводить окончательный счет и объявлять победителя. В
редакции Autonews.ru, например, мнения разделились ровно 50 на 50. Да и
воображаемые боксеры уже разошлись по воображаемым делам.
Отметим
только, что, по итогам сравнительного тест-драйва, ясно одно: гибриды
еще не достигли уровня, позволяющего говорить о сколько-нибудь
существенном отрыве от конкурентов при условии, что это не идет во вред
динамическим характеристикам. Езда же на Touareg со скоростью не более
80 км/ч по трассе – это танталовы муки в чистом виде, и брать ее в
расчет, как демонстрацию исключительных характеристик автомобиля, - удел
неоднократно уже помянутых маркетологов. Гонг.
Алексей Бутенко
Фото – Кирилл Калапов
http://www.autonews.ru/test_drive/news.shtml?2012/05/22/1730325