Администратор сайта jeep.moy.su не несет ответственности за содержание рекламных объявлений.
Все используемые на сайте зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам!
Используемая со сторонних источников информация публикуется с обязательными ссылками на эти источники.
Так нужна АБС или нет? Говорят, и без нее можно обойтись,
причем в некоторых случаях она даже мешает эффективному торможению.
Леонид ВОРОБЬЕВ решил сопоставить популярные мифы и современную
реальность.
Антиблокировочную
систему тормозов (сокращенно — АБС) с 2004 года в обязательном порядке
устанавливают на все новые европейские автомобили. Мы привыкли к этому
сочетанию из трех букв, хотя не до конца понимаем, какие преимущества
дает АБС. Более того, некоторые считают, что она только мешает в
экстренных ситуациях. И сказать, что они абсолютно неправы, нельзя:
действительно, до недавнего времени эти системы имели откровенно слабые
места.
Для начала заметим: наиболее эффективное
замедление на идеально ровном покрытии достигается при торможении на
грани блокировки колес. Именно такой режим и создает АБС: как только
датчики фиксируют блокировку одного из колес, электроника дает
команду
на снижение давления в тормозной магистрали, но ровно настолько, чтобы
вернуть колесу свободу движения. О том, насколько быстро происходит этот
процесс, можно догадаться по количеству щелчков и вибрации педали при
торможении с АБС — за секунду проходит несколько циклов.
Однако сейчас мы рассматриваем идеальное покрытие. Если приблизить
ситуацию к реальности и представить, что дорога изобилует мелкими
неровностями, работа АБС будет не столь безупречной. При торможении
колеса будут то и дело «подвисать» в воздухе, при этом мгновенно
блокируясь. Электронике придется сбрасывать давление в магистрали
практически до нуля. Разумеется, при контакте с поверхностью необходимо
время, чтобы вновь развить достаточное давление для получения
эффективного замедления. Однако, пока это произойдет, колесо может вновь
«подпрыгнуть». Таким образом, в неидеальных условиях антиблокировочная
система не сокращает, а увеличивает тормозной путь.
Именно
так и было довольно долго. Алгоритм работы АБС совершенствовался с
каждым годом и принес ожидаемый результат: с проблемами торможения.
Примерно
так разработчики АБС пытались справиться и с другой ситуацией.
Предположим, что автомобиль движется по рыхлому снегу и начинает
тормозить. Поскольку коэффициент сцепления низок.
Алгоритмы
работы АБС постоянно совершенствуются: с каждым годом эти системы
избавляются от собственных недостатков на неровной дороге удалось
справиться. Современные системы позволяют автомобилю остановиться
быстрее вне зависимости от качества покрытия.
АБС
то и дело будет снижать давление в магистрали, традиционно удерживая
колеса на грани блокировки. При отсутствии же этой системы колеса
действительно блокируются. Если это сделают все четыре колеса
одновременно, траектория движения автомобиля будет достаточно
стабильной. Колеса, подобно бульдозеру, начнут перебирать перед собой
бруствер из нега, который будет оказывать дополнительное сопротивление. С
тому же не исключено, что проектор шин заблокированного колеса за счет
силы трения будет скользить не по рыхлому, а по боке твердому покрытию
под сне-ом. Все эти факторы дают предсказуемый эффект: тормозной путь
оказывается короче, чем на автомобиле с АБС при прочих равных условиях.
Тут опять-таки следует дать носку — именно так происходило до момента,
пока не оптимизировали алгоритм работы антиблокировочной системы.
Сегодня электроника вполне успешно распознает раннюю блокировку колеса и
делает выводы о состоянии покрытия, по которому движется автомобиль.
Далее процесс торможения выглядит следующим образом: АБС некоторое время
позволяет колесу оставаться заблокированным, затем снижает давление в
магистрали. Колесо, успевшее нагрести перед собой бруствер,
перекатывается через него (естественно, не без сопротивления) и вновь
блокируется. Таким образом, замедление происходит максимально на снегу.
Каким же образом АБС продержалась столько лет, если была столь
несовершенна? Дело в том, что ее создавали отнюдь не для того, чтобы
помочь автомобилю быстрее остановиться, точнее, эта функция была
вторичной. Главная же цель внедрения АБС — сохранить управляемость
автомобиля в критической ситуации. Пока колеса вращаются, на машине
можно маневрировать — конечно, не так активно, как в режиме равномерного
движения, но все же... Как только они окажутся заблокированными,
автомобиль превратится в неуправляемый снаряд, предугадать траекторию
движения которого практически невозможно. Даже зная это, в экстренной
ситуации водители действуют инстинктивно: вдавливают педаль в пол.
Некоторые при этом пытаются корректировать положение автомобиля рулем,
что при отсутствии АБС и блокировке колес смысла не имеет.
Кстати,
АБС здорово выручает при торможении на неоднородных покрытиях.
Представьте себе, что автомобиль движется левыми колесами по асфальту, а
правыми — по грязи или мокрой траве. При торможении на машине без
антиблокировочной системы правые колеса быстро заблокируются, в
результате возникнет вращающий момент, а значит, занос и вращение. Чтобы
обеспечить автомобилю стабильность движения в такой ситуации, важно не
позволить колесам, имеющим меньший коэффициент сцепления с покрытием,
заблокироваться.
Конечно, некоторые водители,
считающие себя опытными, убеждают, что прекрасно обходятся без АБС.
Дескать, уже в совершенстве освоили технику прерывистого торможения и
вполне могут самостоятельно добиться эффективного и безопасного
замедления. От себя заметим, что «переиграть» антиблокировочную систему
теоретически реально, но сделать это под силу лишь спортсменам, имеющим
достаточный опыт езды в сложных условиях на больших скоростях и,
разумеется, практику торможения. Создать необходимую дискретность
изменения давления в магистрали в нужных пределах обычному человеку не
под силу.
Более того, пытаясь имитировать
работу АБС, водители действуют слишком медленно и предусмотрительно, не
ощущают грань блокировки и поэтому не используют весь потенциал
тормозной системы. Иными словами, «недотормаживают», боясь возникновения
скольжения и срыва в занос. Не зря на большинстве автомобилей с АБС
сегодня устанавливают усилитель экстренного торможения: если электроника
замечает, что на педаль тормоза нажали резко, но не до конца, она
увеличивает давление в магистрали до максимума (то есть до тех пор, пока
колеса не будут двигаться на грани блокировки). Это сделано как раз для
случаев, когда водитель боится сильно надавить на тормоз, имея в
подсознании установки от инструкторов автошкол тормозить прерывисто.
Еще
один важный вопрос: выжимать ли педаль сцепления при торможении на
автомобиле с АБС и механической коробкой передач? Инструкции к
автомобилям, как правило, рекомендуют это делать. Хотя быстрее
остановиться выжим сцепления не поможет: при торможении с включенной
передачей потребуется лишь сильнее нажать на тормоз, чтобы достичь
максимального замедления.
Если вы в повседневной езде
привыкли тормозить на включенной передаче без выжима педали сцепления
(что очень даже правильно!), то выжимать ее при экстренном торможении —
лишнее действие. Это не очень хорошо: в аварийной ситуации, чем меньше
вариантов действий, тем лучше. С другой стороны, если не выжимать педаль
сцепления (или пытаться сделать это непосредственно перед моментом
остановки автомобиля), есть риск заглушить мотор. Несмотря на то что
после остановки мы никуда не спешим, остановка двигателя сулит немало
проблем.
К примеру, на заднеприводном автомобиле это
означает блокировку задних колес — представьте, что вы на полном ходу
дернули за ручник. Напомним: в этом случае перестает работать
гидроусилитель руля (значит, маневрирование будет крайне осложнено). К
тому же педаль тормоза становится «деревянной»: эффективность действия
усилителя тормозов практически нулевая. Наконец, необходимость
продолжения движения все-таки может возникнуть: если остановиться перед
препятствием успели вы, это не значит, что то же самое удастся
следующему за вами автомобилю. Значит, возможно, надо будет уйти с
опасной траектории. Не исключено, что педалью газа придется
корректировать и собственную траекторию — как известно, на
переднеприводных автомобилях (каких сегодня большинство) для борьбы с
заносом необходимо добавить газ.
Подведем итог:
современная АБС значительно повышает активную безопасность автомобиля. И
не верьте «бывалым» водителям, с пеной у рта доказывающим обратное.
Когда-то и японские машины считали низкокачественным продуктом, сегодня
же они занимают топовые места в рейтингах надежности.
Волк слабее льва и тигра, но в цирке волк не выступает!
Волк - единственный из зверей, который может пойти в бой на более сильного противника.
Если же он проиграл бой, то до последнего вздоха смотрит в глаза противника. После этого умирает...
Поиск
Время
Топливо в Беларуси
Топливо в Украине
Курсы валют
Друзья сайта
Наша кнопка
Поддержите проект! Установите у себя на сайте нашу кнопку: