Круиз-контроль представляет собой
систему автоматического поддержания заданной скорости без участия
водителя. Она поможет сделать долгий путь будет менее утомительным, для
водителя по крайней мере, да и боль в колене, так часто приследующая нас
при длительных поездках тоже отступит.
Круиз-контроль гораздо более
распространен на американских автомобилях, в отличие от европейских,
поскольку расстояния в Америке гораздо больше, да и дороги гораздо шире.
Из-за того, что трафик постоянно растет, основные функции
круиз-контроля становятся менее полезным, но вместо устаревших систем
первого поколения, на смену приходят системы адаптационного
круиз-контроля, которые позволят вашей машине следовать за автомобилем в
переди, и постоянно регулировать скорость для поддержания безопасной
дистанции. В этой статье мы расскажем, как работает обычный
круиз-контроль, а так же немного осветим адаптивный.
Что делает система круиз-контроля.
На
самом деле, она имеет множество функций помимо контроля за скоростью
автомобиля. Например, система показанная на картинке ниже, может
ускорять или замедлять автомобиль на 1 км/ч одним нажатием кнопки.
Нажмите кнопку пять раз, и поедете на 5 км/ч быстрее. Есть также
несколько важных функций безопасности - круиз-контроль отключится, как
только вы нажмете на педаль тормоза, и он не будет включатся на скорости
40 км/ч.
Система изображенная ниже, имеет пять кнопок: On, Off,
Set/Accel, Resume и Coast. Она также имеет и шестую "кнопку" - педаль
тормоза, и если ваш автомобиль имеет ручную коробку передач, педаль
также подключена к круиз-контролю.Панель управления круиз-контролем
Кнопки
On/Off, как не сложно догадаться, включают/выключают систему. При
нажатии на кнопку On ничего не происходит, просто автомобиль будет готов
к тому, что вы нажемете другие кнопки в ближайшее время. Кнопка Off
выключает систему, даже если та работает в данный момент. Некоторые
круиз-контроли вообще не имеют этих кнопок. Они выключаются, когда
водитель нажимает на тормоз, и включаются при нажатии Set.
При
нажатии Set/Accel, автомобиль начинает поддерживать скорость, с которой
вы движетесь в данный момент. Повторное нажатие начнет ускорение, на
этом автомобиле, каждое нажатие кнопки будет ускорять машину на 1
км/ч.Если вы нажали тормоз, то в течении небольшого промежутка времени с
этого момента, нажатие кнопки Resume вернет машину к тй скорости, с
которой вы начали оттормаживаться.Нажатие Coast вызовет замедление
автомобиля, точно так же, как если вы сняли вашу ногу с педали газа. На
этой машине, нажав на кнопку один раз, вы замедлите ее на 1 км/ч. Педаль
тормоза и педаль сцепления имеют переключатель, отключающий
круиз-контроль. Так что вы можете выключить систему просто слегка нажав
на тормоз или сцепление.
Ускорения и замедления с помощью системы круиз-контроля.
Система
контролирует скорость вашего автомобиля так же, как и вы - с помощью
регулировки дросселя. Но круиз-контроль контролирует дроссельный клапан с
помощью пневмопривода, а не нажатием на педаль. Дроссельный клапан
регулирует мощность и скорость двигателя, ограничивая количество
воздуха, поступающего в двигатель.
На рисунке можно увидеть два
тросика подключенных к шарниру перемещающему дроссельную заслонку. Один
тросик идет к педали газа, и один к пневмоприводу. Если круиз-контроль
включен, пневмопривод перемещает кабель подключенный к стержню, который
регулирует дроссель; но также он тянет тросик, подключенный к педали
газа - поэтому ваша педаль перемещается вверх и вниз, когда
круиз-контроль работает.
Многие автомобили используют
пневмоприводы, в которых вакуум нагнетается двигателем. Эти системы
используют небольшой, электронно контролируемый клапан для регулирования
вакуума в диафрагме. Практически так же, как и усилитель тормозов,
который обеспечивает мощность вашей тормозной системы.
Управление круиз-контролем.
Мозг
круиз-контроля представляет собой небольшой компьютер, который
находится как правило, под капотом или за приборной панелью. Он
подключается к дроссельному контролю, как мы уже узнали в предыдущем
разделе, и к нескольким датчикам. На рисунке ниже показаны входы и
выходы типичной системы круиз-контроля.
Хорошая система
круиз-контроля быстро ускоряет машину до желаемой скорости, без ее
превышения, а затем поддерживает с небольшим отклонением, независимо от
того насколько загружен автомобиль, или насколько крутой склон
встретился вам на пути. Контроль скорости осуществляется классическим
примененим теории системы управления. В круиз-контроле система контроля
скорости автомобиля регулирует позицию дросселя, поэтому она нуждается в
датчиках, которые сообщают ему скорость машины и положение дроссельной
заслонки. Она также должена отслеживать нажатие кнопок и педалей
управления, чтобы получать данные о том, каакя требуемая скорость и
когда отключаться. Наиболее важным фактором является скорость сигнала,
ведь круиз-контролю надо успеть сделать с этим сигналом многое. Давайте
начнем с одной из самых основных систем контроля - пропорциональный
контроль.
При пропорциональной системе контроля, круиз-контроль
регулирует дроссель пропорционально ошибке, ошибке в разнице между
желаемой скоростью и фактической скоростью. Таким образом, если
круиз-контроль установлен на уровне 60 км/ч, а автомобиль двигается со
скоростью 50 км/ч, дроссель будет открыт довольно широко. Когда
автомобиль достигнет 55 км/ч, дроссельная заслонка будет открыта гораздо
меньше, чем раньше. Результатом является то, что чем ближе автомобиль к
требуемой скорости, тем медленнее он разгоняется. Кроме того, если вы
были на достаточно крутом холме, автомобиль может вообще не разгоняться.
Большинство
систем круиз-контроль используют системы управления, называющиеся
пропорционально-интегрально-производными
(Proportional-Integral-Derivative - PID). Не волнуйтесь, вам не нужно
знать высшую математику, чтобы понять объяснение - просто помните, что:
А
PID система контроля использует эти три коэффицента - пропорциональный,
интегральный и производный, расчитывает каждый по отдельности и
складывает их, чтобы получить положение дроссельной заслонки.
Мы
уже обсудили пропорциональный коэффицент. Интегральный коэффициент
основан на временном интеграле от ошибки скорости транспортного
средства. Перевод: разница между расстоянием, которое ваш автомобиль
действительно прошел, и расстоянием, которое он мог бы пройти, если бы
движение происходило с требуемой скоростью, рассчитанная за определенный
период времени. Этот коэффицент отвечает за ускорение автомобиля в
гору, а также помогает ему достичь необходимой скорости, и остаться на
ней. Допустим, ваш автомобиль начинает подниматься на холм, и
замедляется. Пропорциональная система приоткрывает дроссельную заслонку
немного больше, но вы все еще может замедляться. Через некоторое время,
интегральный контроль начнет открывать дроссельную заслонку, все больше и
больше, потому что чем дольше машина двиигается медленне требуемой
скорости, тем большую ошибку расстояния получает система.
Теперь
давайте добавим заключительный коэффицент, производный. Помните, что
производная от скорости - это ускорение. Этот коэффицент помогает
круиз-контролю быстро реагировать на изменения дорожной обстановки, как
например холмы. Если автомобиль начинает замедляться, круиз контроль
видит это ускорение (замедление это отрицательное ускорение, ну а
ускорение - это положительное ускорение, уж простите за тавтологию), и
до того, как скорость может сильно измениться, реагирует открытием
дроссельной заслонки.
Адаптивный круиз-контроль.
Это
система, которая может автоматически настроить скорость автомобиля для
поддержания безопасного расстояния до переди идущего транспортного
средства. В ней используется радар, установленный за радиаторной
решеткой, который постоянно посылая вперед сигнал, определяет по
скорости его возвращения расстояние до автомобиля впереди, замедляется
тот, или ускоряется.
Адаптивный круиз-контроль похож на обычный
круиз-контроль тем, что он держит автомобиль на заранее установленной
скорости. Однако, в отличие от обычного, эта система может автоматически
настроить скорость в целях поддержания надлежащего расстояния между
транспортными средствами в той же полосе движения. Это достигается с
помощью радиолокационного датчика, цифрового сигнального процессора и
продольных контроллеров. Если впереди идущий автомобиль замедляется,
или, если другой объект обнаружен, то система посылает сигнал на
двигатель и тормозную систему для замедления. Затем, когда дорога чиста,
система будет повторно ускорять автомобиль до заданной скорости.
Радиолокационная
система Autocruise, работающая на частоте 77-ГГц, производства компании
TRW, имеет дальность действия до 150 метров, и работает на скорости
движения транспортного средства, от 30 км/ч до 180 км/ч. Система Delphi,
работающая на 76-ГГц, также может обнаруживать объекты на расстояниях
до 150 метров, и работает на скорости от 32 км/ч.
На данный
момент, адаптивный круиз-контроль это перспективная система, введенная
во многих странах в Европе, и в настоящее время активно развивающаяся.
Она так же расширяет возможности предупреждения столкновений,
сигнализируя водителю посредством визуального и / или аудио-сигналов,
что столкновение неизбежно, и торможение или уклонение необходимо. Так
же система отлично работает в паре с системой экстренного торможения
(Brake assist), но о ней в следующей статье.
http://carmanz.com/usefularticles/12772-2010-04-05-07-58-46.html
|