Казалось бы, простой вопрос, однако ответ на него у каждого
автомобилиста найдется свой. Kolesa.Ru рассмотрели все возможные
варианты действий и выбрали оптимальный.
Крайность первая: «завел да поехал»
Так
поступают многие владельцы новых автомобилей, считая, что для
современных моторов, в которые заправляются синтетические масла, не
имеет значения, какой сезон на дворе, и нет разницы – хоть плюс
двадцать на градуснике, хоть минус.
Между
тем даже качественное синтетическое масло при низких температурах
становится более вязким; еще больше густеют полусинтетические и
гидрокрекинговые масла. Прокачиваемость масла по системе снижается,
отчего холодному двигателю приходится работать в условиях дефицита
смазки. От этого страдают в первую очередь цилиндро-поршневая группа,
подшипники скольжения коленчатого и распределительного валов, а также
турбины. Недостаточная толщина масляной пленки приводит к тому, что в
деталях возникает трение металла о металл, провоцирующее его ускоренный
износ. Это касается и коробок передач, особенно автоматических,
поскольку трансмиссионные масла точно так же становятся более вязкими
при минусовых температурах.
При работе
холодного двигателя на холостом ходу и коробки на нейтральной передаче
(«паркинге») ухудшенная прокачиваемость масла наносит минимальный ущерб,
который заложен в конструкцию. Но если сразу же после пуска мотора
начать движение, особенно в «агрессивной» манере, с резкими ускорениями,
то при недостатке смазки в быстро движущихся деталях будет возникать
уже «нештатное» разрушающее трение, «съедающее» моторесурс.
Крайность вторая: «дольше греешь – дольше без ремонта»
Такое
мнение распространено среди владельцев машин с уже основательным
пробегом, а также у многих водителей с большим стажем, начинавших еще на
советских автомобилях, в двигатели которых заливалось минеральное масло
a la «М-8».
С позиций создания
максимально щадящего режима для работающих при дефиците смазки трущихся
деталей двигателя данный подход совершенно правильный, даже для новых
автомобилей. Однако длительная (свыше 5 минут) работа двигателя на
холостом ходу также несет проблемы, тем более, когда это происходит
постоянно.
В моторе, работающем «на
холостых», топливо-воздушная смесь поступает переобогащенной и не
сгорает полностью, отчего происходит повышенное отложение нагара в
камере сгорания, а также на свечах зажигания у бензинового и
«замасливание» распылителей форсунок у дизельного. Для уже прогретого
двигателя (автомобиля стоящего в пробке) этот эффект хоть и
присутствует, но выражен не столь значительно и предусмотрен
конструктивно. Однако у холодного двигателя, который в сильный мороз «на
холостых» прогревается весьма медленно (особенно дизель), нагар в
цилиндрах образуется гораздо более активно. Что со временем также
ухудшит работу мотора и потребует ремонта.
Золотая середина: «5 минут, 2 000 оборотов»
Как
рекомендуют техники СТО и инженеры-эксплуатационщики парков легковых
автомобилей, нужно соблюдать правило «золотой середины». Не стоит сразу
же ехать, как только завелся мотор, равно как не надо пытаться прогреть
его на стоянке до 90 градусов.
Оптимальный
вариант «зимней эксплуатации»: погреть двигатель в течение 3-5 минут, а
затем ехать без резких ускорений, не раскручивая мотор свыше 2 000
об/мин, до тех пор, пока двигатель не прогреется до 80-90 градусов.
(Именно такой метод прогрева нам рекомендовали специалисты сервисов
официальных дилеров, в частности, Mazda и Volkswagen.)
Таким
образом удается соблюсти баланс в плане нагрузки на двигатель и
трансмиссию, а также, что немаловажно, сэкономить свои время и деньги,
плюс поберечь природу, не выпуская понапрасну недешевое топливо «в
трубу» и не вредя экологии.
Кстати,
очень многие именно в таком режиме и эксплуатируют свой автомобиль, но
немало тех, кто при этом сомневается. Редакция Kolesa.Ru не настаивает
на своем выводе, однако озвучить его считает долгом: мы полагаем
оптимальным именно вариант "золотая середина" и прогреваем собственные
автомобили по этой схеме.