Верится
с трудом: за последний год порядка 40% жалоб на автомобили были связаны
с… цепями ГРМ. Наши читатели стали жаловаться на них гораздо чаще. Для
сравнения на тот же ремень ГРМ жалуются реже: с нареканиями на него мы
сталкивались в 28% писем. Забавно, а ведь в отличие от ремня,
подлежащего периодической замене, именно цепи рассчитаны на протяженный
срок службы. | Желтый
индикатор свидетельствует об ошибке в системе управления двигателем! В
худшем случае причиной может являться растяжение или перескок цепи ГРМ.
Если игнорировать check engine, мотор может сломаться механически | Почему цепи ГРМ вызывают столько проблем? Автопроизводители
почти все детали заказывают у подрядчиков. Но и те, и другие стремятся
сократить издержки. Поэтому калькуляция и снижение расходов на
производство столь же важны как само производство. Экономить приходится
на разработке, материалах, технологических процессах. В конечном итоге
такая экономия сказывается на качестве. Когда ждать проблему? Неприятность
приходит слишком рано. Еще свеж в памяти отчет по цепям ГРМ моторов TSI
(на машинах концерна VW), когда по нашим данным проблемы проявлялись
уже при 20.000 км и даже менее. В среднем сбой в ГРМ происходил при
пробеге от 40.000 до 60.000 км. Раньше все было гораздо лучше: старые
сдвоенные цепи (например, у моторов Mercedes W123) служили вечно, а
простые одинарные цепи легко переживали "возраст" в 200.000 км. Есть ли симптомы у приближающейся проблемы? Есть.
Работающий двигатель издает необычные звуки, напоминающие
"стуки/треск/дребезжание". Сначала их можно слышать при работе
непрогретого двигателя, прямо после утреннего запуска. Когда цепь
значительно растягивается или проскакивает, на приборной панели
загорается "check engine". Нужно сразу ехать на СТО, иначе мотор можно
просто загубить. А кто будет платить за ремонт? Если
поломка произойдет в гарантийный период, тогда для клиента ремонт
должен пройти бесплатно. Однако неприятность с цепью ГРМ может произойти
и тогда, когда гарантийный срок завершился. В этом случае производители
предлагают клиенту взять на себя оплату части стоимости работ и
запчастей. Но для того, чтобы производитель пошел навстречу, нужно
предоставить полную историю надлежащего обслуживания автомобиля. Что производители предпринимают для предотвращения подобных поломок? Мероприятия
зависят от того, что стало причиной возникновения поломок. Моторы BMW
116i и 2,2-литровый дизель Opel получили усовершенствованные натяжители
цепей. Концерн VW менял цепи, т.к. проблема заключалась в качестве их
изготовления. Многие новейшие моторы вновь имеют ремни в приводе ГРМ, но
интервал между их заменами увеличен до 200.000 км. Письма об этих автомобилях приходят в "ящик жалоб" журнала AUTO BILD | Концерн VW: цепи ГРМ у ранних моторов 1.2 TSI и 1.4 TSI вызывали поломки | | | BMW: у модели 116i хандрит натяжитель цепи, у 2-литрового дизеля (N47) грохочет нижняя цепь | | | Opel: из-за натяжителя цепи 2,2-литровый мотор начинает звенеть, а потом ломается | | | Mini, Citroёn и Peugeot: 1,6-литровый мотор совместной разработки ломается из-за растяжения цепи | | К чему приводят проблемы с цепью ГРМ Вот как работает 4-тактный двигатель: топливо и воздух смешиваются в камере сгорания. Поршень (1)
сжимает смесь, затем она воспламеняется, выполняя работу и толкая
поршень вниз, после чего поршень вновь поднимается вверх, выталкивая
продукты сгорания через выпускные клапана (если их несколько). Затем все
4 такта повторяются. А вот чтобы синхронизировать движения поршня с
открытием и закрытием клапанов, нужна цепь (2), связывающая распределительный вал (3) и коленчатый вал (4). Если цепь растягивается или перескакивает через зуб, открытие клапанов (5)
и движение поршней перестает быть синхронным. В худшем случае, клапаны
(впускные или выпускные) начнут открывать тогда, когда поршень достигнет
верхней мертвой точки. В этом случае поршень ударит клапана: результат
этого изображен на фото. | Если цепь проскакивает или растягивается, поршень может ударить по клапанам | Кроме того, может погнуться шатун (6)
ударившегося поршня. В любом случае, двигатель получит серьезные
внутренние механические повреждения. На рисунке в разрезе изображен
2-литровый дизельный мотор BMW, который имеет одну особенность: цепи
ГРМ, коих у него две, расположены на его заднем торце, со стороны
маховика и сцепления. Это значит, что замена цепей займет очень много
времени и будет дорогой, т.к. для этой операции мотор придется вынимать
из подкапотного пространства. МОЙ СОВЕТ
Если вы присматриваетесь к покупке одного из тех подержанных авто,
которые изображены выше, постарайтесь собрать как можно больше
информации об обслуживании. Растяжение или перескок цепи ГРМ выльется в
дорогостоящий ремонт. Особенно в случае с 2-литровым дизелем BMW. У
подержанной машины обязательно должна присутствовать заполненная книжка с
надлежащей историей обслуживания. Но самый идеальный вариант: когда в
этой самой книжке отмечен факт устранения данной характерной неполадки.
Если проблема с цепью ГРМ проявит себя на негарантийном автомобиле, и
двигатель будет поврежден, то дешевле будет купить и установить
"б/ушный" агрегат, чем ремонтировать свой. Бернд Фолькенс
Autobild.by |