Для того чтобы разобраться что же произойдет в случае установки
«дизельной» КПП на бензиновое авто, нужно разобраться в некоторых
технических деталях и понять, чем же отличаются такие коробки.
Передаточное число и количество передач
Сейчас же сосредоточимся на таком понятии как «передаточные числа».
Передаточное
число - это одна из основных характеристик зубчатых передач, от которой
зависит величина передаваемого крутящего момента.
Включая ту или
иную передачу в автомобиле (т.е. вводя в зацепление те или иные
шестерни), мы изменяем величину передаваемого крутящего момента и
скорость вращения одной шестерни относительно другой.
Передача крутящего момента на примере двухвальной коробки передач:
а - движение вперед; б - движение задним ходом; 1 - первичный вал; 2, 3, 5, 6, 7 - шестерни; 4 - вторичный вал
Определяется передаточное число как отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни.
К
примеру, если ведомая шестерня (3 или 7) имеет 60 зубьев, а ведущая (2
или 5) - 20, то передаточное число пары будет равняться 3 (60:20):
вторичный вал будет крутиться в 3 раза медленнее первичного, а крутящий
момент будет в 3 раза больше, чем на первичном валу.
Крутящий
момент, который передается от двигателя, имеет сложную зависимость от
количества оборотов, и для того, чтобы обеспечить стабильное
передвижение машины на различных скоростях - вводится коробка передач с
разным набором передаточных чисел.
О важности и влиянии величины крутящего момента на динамические характеристики автомобиля мы говорили в материале «Зачем автомобилю крутящий момент». Вкратце это выражается следующим образом:
- крутящий момент отвечает за способность автомобиля ускоряться и преодолевать препятствия,
- мощность двигателя ответственна за максимальную скорость автомобиля,
- обороты двигателя все усложняют, так как каждому значению оборотов соответствует свое значение мощности и крутящего момента.
Добавим
к этому, что большему крутящему моменту непосредственно на колесах
соответствует большее передаточное число коробки передач.
В результате получаем следующую зависимость:
- Чем
больше величина передаточного числа, тем лучше разгонная динамика и тем
меньше максимальная возможная скорость. Т.е. передача получается
«тяговитой», но «медленной».
- Чем меньше величина передаточного
числа, тем хуже разгонная динамика и тем выше максимальная возможная
скорость. Т.е. передача «длинная», но не предназначенная для интенсивных
ускорений.
Для того чтобы улучшить динамические
характеристики автомобиля, применяют коробки передач с 6-ю, 7-ю и даже
8-ю «короткими» передачами с максимально возможными передаточными
числами на высших передачах. И чем ближе передаточные числа в передачах,
тем более плавно и быстрее будет происходить разгон при
последовательном переключении передач.
Как следствие, водителю придется чаще переключать передачи.
Для
спокойной же размеренной езды без необходимости в резких ускорениях -
продолжают использовать 4-ступенчатые КПП с «длинными передачами», но с
широким диапазоном скоростей, которые можно на этой передаче развить.
Отличия «бензиновых» и «дизельных» коробок передач
Упомянем
о двигателе: важнейшими характеристиками двигателя являются мощность,
крутящий момент и обороты, при которых эта мощность и крутящий момент
достигаются.
И мощность, и крутящий момент - величины не
постоянные, они имеют зависимость от оборотов двигателя, которая для
каждого двигателя выражается сложными графиками.
Для дизельных двигателей характерным является высокий крутящий момент на низких оборотах, а для бензиновых - на высоких:
В
свою очередь, передаточные числа трансмиссии подбираются производителем
в зависимости от мощностных и моментных характеристик двигателя,
размера колес, возможностей тормозной системы, и т.д.
И здесь уже становится очевидным и отличие в коробках передач: для дизельных и бензиновых авто используются КПП с различным набором передаточных чисел.
КПП для бензинового и для дизельного двигателей отличаются как набором передаточных чисел, так и прочностью
Для
«тяговитых» на низких оборотах дизельных двигателей нет необходимости в
больших передаточных числах на низших передачах - двигатель в состоянии
сдвинуть с места и резво разогнать машину без дополнительных усилий. В
то же время, бензиновому двигателю на низких оборотах требуется помощь
со стороны коробки передач - т.е. большие передаточные числа. На высоких
оборотах все происходит с точностью «до наоборот».
Справедливости
ради стоит отметить, что производители изготавливают великое множество
различных типов коробок передач с различными же характеристиками, и
разница в КПП для «дизеля» и для «бензина» может быть как весьма
значительной, так и практически незаметной. Более того, порой
устанавливают одну и ту же коробку передач на авто с различными типами
топлива.
Так что же все-таки будет
Итак,
бензиновому авто с коробкой передач от дизельного автомобиля будет
намного сложнее тронуться с места из-за относительно малой величины
передаточного числа на 1-й передаче.
На 2-й передаче также будет ощущаться нехватка крутящего момента.
3-я
передача более или менее будет соответствовать аналогичной для
бензиновой КПП, а вот на высших передачах бензиновое авто с такой КПП
будет вести себя гораздо динамичнее.
Если же провести обратную
трансформацию - на «дизель» поставить коробку передач от бензиновой
модели - автомобиль будет обладать невероятным крутящим моментом на
низких оборотах, но при этом будет неспособен более или менее приемлемо
разгоняться на высоких скоростях. Кроме того, такая КПП быстро выйдет из
строя - с дизельным двигателем она будет подвергаться недопустимым
нагрузкам.
Зачем на бензиновое авто ставят «дизельную» КПП
Напомним,
что основное отличие КПП для бензинового и для дизельного двигателя - в
наборе передаточных чисел, а также прочности коробки (КПП для «дизеля»
рассчитаны на большие нагрузки).
В процессе тюнингования при увеличении мощности двигателя (см. наш материал «Что будет если... сильно увеличить мощность двигателя»)
всегда усиливают коробку передач и перенастраивают передаточные числа. В
некоторых же случаях бывает целесообразно установить КПП от «дизеля».
В
результате автомобиль получает прирост в динамике на высоких скоростях,
а на низких оборотах мощности двигателя (после тюнинга) вполне хватает
для того, чтобы чувствовать себя комфортно.
Для этой же цели
«дизельную» КПП ставят и на обычные, нетюнингованные авто с той лишь
оговоркой, что двигатель должен быть достаточно мощным для того, чтобы
без особых проблем в новых условиях сдвинуть авто с места.
Итог
- Если
поставить коробку передач с дизельного автомобиля на бензиновое авто -
улучшится динамика на высоких скоростях, но сдвинуться с места и
передвигаться на низших передачах будет сложнее.
- Сложностей передвижения на низших передачах можно избежать, форсировав двигатель.
- Коробку передач с бензинового авто на «дизель» лучше не ставить - она быстро выйдет из строя.
http://autoportal.ua/articles/chtobudetesli/22111.html