Зачем вообще двигателю масло
Напомним несколько широко известных (а, может, и не слишком широко известных) вещей.
Масло снижает трение
между трущимися поверхностями и защищает двигатель от износа. С помощью
масла создается тонкая пленка между подвижными деталями, которая и
уменьшает трение.
Стоит
заметить, что после простоя автомобиля все масло скапливается в
картере, и во время запуска (и первые несколько секунд после него)
двигатель работает «на сухую», пока масляный насос не прокачает масло по
всей системе. В эти секунды двигатель подвергается большим нагрузкам.
Более
того, в некоторых моделях автомобилей с автоматической коробкой
передач, масло начинает циркулировать только при переводе селектора АКПП
в режим «Драйв». Поэтому и прогревать авто желательно именно в этом
режиме (см. инструкцию по эксплуатации своего авто).
Масло отводит тепло.
Радиатор и охлаждающая жидкость, конечно, тоже выполняют свою функцию,
но масло отводит тепло, омывая, непосредственно места трения. Для
большей эффективности в некоторых моделях двигателей применяют даже
специальные маслоохладители.
Масло защищает от коррозии. Детали внутри двигателя работают
в особо неблагоприятных условиях - они находятся под воздействием
высоких температур, больших перепадов температур, под воздействием
продуктов сгорания. Присадки и добавки, находящиеся в масле - помогают
избежать коррозии.
Строго говоря, присадки и добавки - это разные
составляющие масла. Присадки - это вещества, которые при смешивании с
маслами изменяют их свойства, а добавки не изменяют свойства, а
добавляют новые.
Масло удаляет продукты сгорания и износа двигателя.
В масле скапливаются продукты сгорания (нагар, сажа), а также неминуемо
возникающие продукты износа трущихся поверхностей (металлическая пыль,
стружка). Затем, при замене масла, эти продукты износа удаляются.
Что происходит, когда масло «стареет»
Со
временем, даже в самом исправном двигателе, происходит процесс старения
масла: «срабатываются» присадки, масло окисляется, в масле
накапливаются различного рода загрязнения. Соответственно, масло все
хуже и хуже выполняет все вышеперечисленные функции.
И наступает
время, когда моторное масло следует удалить вместе со всеми продуктами
сгорания, отработавшими присадками, остатками жизнедеятельности
двигателя, и заменить новым. При замене масла важно помнить о том, что
замены требует и масляный фильтр - иначе остатки грязи из него попадут в
новое масло.
Итак, на «старом» масле:
- ухудшаются
смазывающие свойства, что увеличивает трение между движущимися частями,
в результате увеличивается нагрузка на двигатель, двигатель может
«стукануть», что ведет к необходимости капитального ремонта. В менее
запущенном случае, сократится ресурс двигателя, он будет перегреваться,
увеличится потребление топлива;
- масло хуже отводит тепло - в результате двигатель еще более перегревается;
- уменьшается защита от коррозии;
- продукты
сгорания и износа начинают скапливаться внутри двигателя, а затем
забьют масляные каналы, что в результате также может привести к
капремонту двигателя.
Как часто нужно менять масло
Интервал
замены масла указан в инструкции по эксплуатации каждого автомобиля.
Конструкторы двигателей определяют этот интервал с учетом особенностей
двигателя, а также в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации
автомобиля. Именно поэтому на различных рынках рекомендации, как по
выбору масла, так и по интервалам его замены (а также по срокам
прохождения ТО) могут отличаться.
В Украине (и в России)
межсервисный интервал и интервал замены масла для многих моделей
автомобилей меньше, чем в Европе, и это не всегда является следствием
«жажды наживы» работников сервиса - а констатация тяжелых условий
эксплуатации автомобилей в нашей стране.
Более того, не следует принимать во внимание допуски, указанные производителями масел - в наших условиях они не актуальны. Для долгой и надежной работы двигателя масло менять нужно не реже, чем рекомендует производитель автомобиля.
Обычный
рекомендуемый период замены масла - 10 тыс. км пробега. Для некоторых
моделей новых машин производитель указывает межсервисный интервал в 15 и
даже 20 тыс. км. Это говорит об уверенности производителя в надежности
авто, а для владельца - это прямое снижение затрат на ТО.
Тем не менее, некоторые специалисты советуют придерживаться интервала замены масла именно в 10 тыс. км
- более частая замена масла благотворно влияет на двигатель и это
позволит автомобилю дольше послужить после истечения гарантийного срока.
Если
все же замена масла просрочена на 1-2 тыс. км, то ничего страшного,
конечно, не произойдет. Но следующую замену следует провести раньше на
эти же 1-2 тыс. км. Перепробег в 4-5 тыс. км уже крайне негативно
сказывается на двигателе.
На синтетическом масле можно проехать
еще не одну тысячу километров (по слухам, работники такси умудряются не
менять масло по 30-50 тыс. км), но с каждым оборотом двигателя
автомобиль все быстрее приближается к «капиталке».
Итог
Сроки
замены масла описаны в инструкции по эксплуатации автомобиля, а более
частая замена масла - идет автомобилю только на пользу.
Перепробег в 1-2 тыс. км нежелателен, но допустим. Перепробег свыше 4-5 тыс. км - крайне нежелателен.
При покупке б/у машины желательно сразу же заменить масло.
Итак: что будет, если во время не менять масло? В лучшем случае - полная промывка с демонтажем двигателя, в худшем - его замена.
http://autoportal.ua/articles/chtobudetesli/22715.html