Для многих автолюбителей вопрос о том, когда лучше менять свечи
зажигания - в рекомендованный производителем машины или самих свечей
срок или судя по их фактическому состоянию, является таким же камнем
преткновения, как и то, стоит ли ездить на 92-м или 95-м бензине. Одни
владельцы авто строго придерживаются регламентных сроков, считая, что
производителю автомобиля виднее, когда этот расходный элемент лучше
заменить. Другие полагают, что раз свечи в нормальном состоянии,
двигатель заводится с «полпинка» даже в лютый мороз, то и менять их
нужно не ранее 60-90 тысяч километров пробега. Давайте разберемся, что
может случиться с автомобилем, если не менять свечи зажигания в
указанные производителем регламентные сроки.
Зачем мотору свечи
Для
начала вспомним, какую функцию выполняют свечи зажигания в двигателе.
Эти устройства нужны, чтобы образовавшейся в процессе включения
зажигания искрой воспламенить топливно-воздушную смесь в камере сгорания
(цилиндре) мотора. Поджог этой смеси производится при помощи
электрического разряда в несколько тысяч или десятков тысяч вольт,
который возникает между электродами свечи.
Стандартная свеча зажигания состоит из нескольких компонентов:
- контактного вывода (предназначен для подключения свечи к высоковольтным проводам системы зажигания или напрямую к катушке зажигания);
- изолятора
(предохраняет свечу от перегревов, часть изолятора, непосредственно
прилегающая к центральному электроду, наиболее сильно влияет на качество
работы свечи зажигания);
- ребер изолятора (предотвращают электрический пробой по его поверхности);
- центрального и бокового электрода (между ними как раз и возникает искра, воспламеняющая топливно-воздушную смесь в цилиндре);
- уплотнителя (служит для предотвращения проникновения горячих газов из камеры сгорания).
Важной характеристикой любой свечи зажигания является величина зазора
между центральным и боковым (боковыми) электродами. Именно от нее
зависит, насколько эффективно будет происходить поджог смеси в цилиндре.
Чем больше величина зазора, тем более мощной будет искра и масштабнее -
зона воспламенения. Соответственно, эффективнее будет сгорать топливо,
а, значит, стабильным будет его расход, плавным - работа двигателя. С
другой стороны, когда зазор между электродами свечи меньше, то искра
появляется раньше и пробой происходит при меньшем напряжении. Но вместе с
тем энергия искры меньше, что хуже для поджога смеси, а в конечном
итоге при уменьшенном зазоре снижаются мощностные и экономичные
характеристики двигателя.
Также немаловажной характеристикой свечей является их калильное число
- это информация о предельно допустимой температурной нагрузке свечи
зажигания. Отечественные свечи зажигания выпускаются с калильными
числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. Зарубежные производители единой
шкалы калильных чисел не придерживаются. В зависимости от величины
калильного числа свечи разделяются на «холодные», «горячие», средние и
унифицированные. Если поставить слишком «холодные» свечи (с большим
калильным числом), затрудняется процесс их самоочищения, и мотор будет
работать с перебоями. При слишком «горячих» возможно так называемое
калильное зажигание, по своим симптомам и разрушительным последствиям
напоминающее детонацию двигателя.
Какие бывают свечи
В обиходе, свечи зажигания называют классическими, платиновыми и иридиевыми.
Такие
названия они получили из-за материалов, которые применяются для
изготовления электродов. В классических свечах электроды - медные, в
платиновых изготовлены из платины, а иридиевые - из специального
иридиевого сплава. В некоторых классических свечах медные электроды для
надежности покрыты сплавом иттрия, который позволяет увеличить
устойчивость электродов свечей. Платиновые свечи хороши тем, что платина
обладает высокой коррозионной устойчивостью и стойкостью к высоким
температурам (практически не выгорают), что позволяет добиться
достаточно продолжительного срока эксплуатации. У иридиевых свечей -
схожие с платиновыми характеристики. Но самыми долговечными свечами
являются те, в которых электроды изготовлены из сплава платины и иридия.
Ресурс свечей
Срок службы свечей
зависит от многих факторов. Производители определяют период эксплуатации
этих элементов в зависимости от материалов, из которых изготовлены
электроды, приблизительных условий эксплуатации (климатические условия,
качество топлива и прочие). Так, для классических свечей средний срок
службы составляет не более 50 тысяч километров пробега. Для платиновых и
иридиевых - не более 90 тысяч километров пробега. Естественно, эти
цифры могут корректироваться в зависимости, например, от того, какого
качества бензин заливается в автомобиль, и в каком состоянии находится
сам двигатель. Поэтому многие производители автомобилей рекомендуют
заменять классические свечи при прохождении каждого второго планового ТО
(например, через 30, а затем 60 тысяч километров). При использовании
платиновых или иридиевых свечей срок эксплуатации может быть увеличен в
полтора - два раза.
Что будет, если вовремя не сменить свечи
Допустим,
по какой-то причине положенный по регламенту срок замены свечей
зажигания истек, и владелец автомобиля не удосужился установить новые
элементы. Возможно, сразу это и не приведет к каким-то трагическим для
двигателя автомобиля последствиям. Но в один отнюдь не прекрасный день
машина попросту не заведется. Поэтому советуем обратить пристальное
внимание на признаки, свидетельствующие о скором выходе свечей зажигания
из строя.
К признакам неисправности свечей зажигания относятся:
- «троение» двигателя (его подергивает при езде и на холостых оборотах)
- затрудненный запуск мотора (стартер срабатывает, но зажигание не происходит)
- увеличение расхода топлива
- увеличение выброса СО
- ухудшение динамики двигателя (мотор не развивает максимальных оборотов и соответственно, падает его мощность)
Если проигнорировать перечисленные выше признаки, возможен выход из строя двигателя.
Одним
из печальных последствий неисправности свечей зажигания может быть
детонация в камере сгорания двигателя. В результате детонации
определенного объема смеси возникает ударная волна, которая в
зависимости от объема смеси, может иметь такую интенсивность, что своей
энергией заставит сдетонировать весь оставшийся в цилиндре заряд. При
отражении ударных волн от стенки камеры сгорания возникает звонкий
металлический звук. При сильной детонации стуки становятся громче,
мощность двигателя падает, в отработавших газах появляется черный дым.
Также во время сильной детонации мотор испытывает большие тепловые и
механические нагрузки на некоторые детали. Могут обгореть кромки поршней
и прокладки головки блока цилиндров, электроды свечей. Ударные волны
разрушают масляную пленку в верхней части цилиндра, вызывая, тем самым,
его повышенный износ.
Итог:
- - В двигатель автомобиля нужно устанавливать свечи, рекомендованные производителем, обращая внимание на их калильное число и прочие характеристики
- - Несмотря на стабильную работу системы зажигания, состояние свечей необходимо проверять при каждом плановом техобслуживании
- - Длительная эксплуатация (пробег 50 тысяч километров и более) возможна при установке свечей с платиновыми или иридиевыми электродами
- - Для продления срока службы свечей необходимо по возможности заливать только проверенное топливо, вовремя менять фильтры, следить за правильностью установки зазора свечи
- - При появлении признаков неисправности свечей («троении» мотора, повышения расхода топлива, «плавании» оборотов) срочно обратиться на СТО или самостоятельно произвести замену этих элементов на новые.
http://autoportal.ua/articles/chtobudetesli/23496.html