Сразу же отметим: в инструкциях по эксплуатации многих современных
автомобилей написано: «автомобиль обкатки не требует». Но вот стоит ли
этому верить - попробуем разобраться.
Для чего была нужна обкатка автомобиля
Со
времен появления автомобиля, двигатели, коробка передач, элементы
ходовой и т.д. и т.п. нуждались в длительной и утомительной процедуре
обкатки. Отличаясь деталями, в общих чертах эта процедура сводилась к
тому, что первые 5-10 тысяч километров пробега водителю категорически
запрещалось резко ускоряться, резко тормозить, переключаться на высшую
передачу, ездить в гору и по кочкам, предписывалось менять масло чуть ли
не через каждую тысячу километров и многое другое.
Все
это делалось для того, чтобы приработались все трущиеся поверхности
деталей автомобиля, а, появившаяся в результате этого металлическая
стружка, была вымыта заменяемым маслом.
Так как «притирка деталей»
сопровождается повышенным нагревом, автомобиль должен работать в
условиях низких нагрузок и малых скоростей.
Нужна ли обкатка сейчас
Технический
прогресс не стоит на месте, и со временем детали автомобилей начали
изготавливать с все уменьшающимися допусками и высокими классами
точности.
Более того, стали использовать такую процедуру, как «холодная обкатка двигателя», «горячая обкатка».
Обкатка
выполняется на специальных станках заводом-изготовителем. К двигателю
подводят масло, охлаждающую жидкость, топливо. Для каждой модели
двигателя установлены свои режимы, в процессе обкатки постепенно
увеличивается нагрузка на прирабатываемые детали.
Холодную обкатку также проводят после капитального ремонта двигателя.
«Гаражный» вариант проведения этой процедуры выглядит следующим образом:
Повышение
класса точности деталей, повышение культуры производства,
дополнительные технологические процедуры - все это и привело к появлению
в инструкциях по эксплуатации надписи «автомобиль обкатки не требует». И
это было бы действительно так, если бы не несколько «но».
В
настоящее время детали автомобилей изготавливают не только на заводах
автомобильных брендов. Этим занимается огромное количество подрядчиков в
разных уголках мира, а у них - есть свои подрядчики. При сборке,
бренды, конечно же, контролируют качество, но серийность производства
накладывает свои ограничения. А, как известно, чем длиннее цепочка - тем
вероятнее ошибка («испорченный телефон» помните?).
А еще при сборке в двигатель могла попасть мельчайшая пыль.
Высокая
культура производства автомобилей немецких, японских брендов сводит эту
вероятность к ничтожному значению. Но она все равно остается.
К тому же в обкатке нуждается не только двигатель автомобиля - обкатки требуют даже шины, тормозные колодки и т.п.
В качестве аргументов в пользу обкатки процитируем несколько инструкций по эксплуатации:
Hyundai
Чтобы продлить срок службы Вашего автомобиля, рекомендуется соблюдать следующие меры предосторожности:
Первые 300 км: избегайте резких торможений.
Первые 1000 км:
- избегайте превышения скоростного режима управления автомобилем.
- избегайте резких ускорений.
- не ездите постоянно на пониженных передачах.
- не ездите с постоянной скоростью в течение длительного времени.
Opel Astra G
Для
того чтобы обеспечить надежность и долговечность автомобиля в
эксплуатации, на протяжении первых 600 км пробега необходимо
придерживаться следующих правил:
- Не трогайтесь с места на полном газу, избегайте резких разгонов.
- Не
тормозите слишком резко. Нормальная приработка новых тормозных колодок
происходит на протяжении пробега в 300 км, в течение которого следует,
по возможности, тормозить плавно и со средней интенсивностью.
- После
ремонта или замены двигателя, а также после замены тормозных колодок
необходимо соблюдать аналогичные ограничения и рекомендации.
Особенно строги рекомендации для BMW:
BMW 3-я серия E46 (с 1998 года выпуска)
Придерживайтесь
приведенных ниже рекомендаций, чтобы способствовать продлению срока
службы и обеспечить экономичность Вашего автомобиля.
Двигатель и редуктор заднего моста
Пробег до 2000 км
Обороты двигателя и скорость могут быть различны, но их значения не должны выходить за следующие пределы:
Автомобили с бензиновыми двигателями:
4-цилиндровые: 4500 об/мин, 150 км/ч
6-цилиндровые: 4500 об/мин, 160 км/ч
Автомобили с дизельными двигателями: 3500 об/мин, 150 км/ч
Не
допускайте нажатия педали акселератора до положения, соответствующего
полному открытию дроссельной заслонки или режиму максимального
ускорения.
После пробега первых 2000 км можно постепенно наращивать обороты и скорость.
Правила
обкатки должны соблюдаться и в том случае, если в процессе последующей
эксплуатации будет заменен двигатель или редуктор заднего моста.
Шины
Технология изготовления шин не гарантирует оптимального сцепления новых покрышек с дорогой. Поэтому на протяжении первых 300 км рекомендуется двигаться более сдержанно.
Тормозная система
Оптимальная приработка и восприятие нагрузок тормозными колодками и дисками достигается лишь после пробега, составляющего приблизительно 500 км.
Что
же получается - даже в BMW не уверены в качестве своих автомобилей? А
те производители, которые пишут «автомобиль в обкатке не нуждается»,
мягко говоря, лукавят?
Как все происходит на самом деле
А
на самом деле - все сложнее. И BMW уверены в качестве (но при этом
предлагают обкатывать авто), и фраза «в обкатке не нуждается» - тоже
правомерна.
Дело в том, что классическая обкатка авто, которая
была необходима во времена Советского Союза, действительно ушла в
прошлое. Уже нет необходимости менять масло каждую тысячу километров
(достаточно пройти «нулевое ТО»), нет необходимости сдерживать себя в
желании переключиться на высшую передачу и т.п.
Такая обкатка уже
не нужна. Современное оборудование позволяет производить сопрягающиеся
пары деталей такого качества, которое позволяет обходиться двигателю без
обкатки. И производители, использующие такое оборудование, могут не
бояться за свои авто.
Тем не менее, даже они советуют эксплуатировать автомобиль в щадящем режиме (что и отражено в приведенных выше цитатах).
А
вот нужна ли полноценная обкатка для автомобилей, при изготовлении
которых использовали менее точное оборудование (бренды называть не
будем) - вопрос остается открытым.
Поэтому приведем несколько общих правил обкатки авто.
Правила обкатки автомобиля
- Обязательно нужно прогревать двигатель (минимум - 4-5 минут на холостом ходу).
- Не следует резко стартовать, резко тормозить, перегружать автомобиль, ездить по бездорожью, в гору, тормозить двигателем.
- Не следует превышать скорость в 100-110 км/ч.
- Нельзя долгое время двигаться на одной скорости (двигатель должен менять режимы работы).
- Двигатель должен работать на оптимальных для него оборотах (см. инструкцию по эксплуатации).
- С коробкой передач, сцеплением нужно обходиться очень аккуратно.
- Все вышеперечисленное следует соблюдать как минимум первые 1,5-2 тыс. км.
- Обязательно нужно провести «нулевое ТО» на котором заменят масло и фильтры.
Нужно
отметить, что для европейских машин в Европе часто не назначают
«нулевое ТО», а предлагают приехать сразу на первое ТО - через 15 или 20
тыс. км. К тому же еще и увеличивают периодичность замены масла до
20-25 тыс. км.
Все это связано как с уверенностью в качестве
авто, так и с уверенностью в качестве масла, топлива, более щадящими
условиями эксплуатации. В наших же реалиях все-таки нужна большая
осторожность.
Итог
Европейские
и японские авто в обкатке практически не нуждаются - достаточно
соблюдать щадящий режим, прописанный в руководстве по эксплуатации.
Даже
если в руководстве по эксплуатации написано, что «автомобиль в обкатке
не нуждается» - все равно первую тысячу километров эксплуатируйте авто в
щадящем режиме.
Необходимость в обкатке прямо
пропорциональна качеству изготовления автомобиля. И если для автомобиля
ненадлежащего качества не провести обкатку - ничего хорошего не будет.
http://autoportal.ua/articles/chtobudetesli/22557.html