Зачем включают режим «нейтраль» на автомобилях с АКПП? А затем,
что, согласно распространенному заблуждению, при переключении в
«нейтраль» - экономится топливо. «Нейтраль» также включают при подъезде к
светофору, на спусках и пр.
«Нейтраль» не экономит топливо
Миф
об экономии развеем сразу - при отпущенной педали газа в камеру
сгорания поступает минимально возможное количество смеси, поэтому смысла
переходить на «нейтраль» с этой точки зрения нет никакого. Более того,
это актуально не только для автомобилей с АКПП - и на «ручке» на
современных авто при переводе в «нейтраль» экономии нет.
Экономить
при езде на «нейтрали» можно лишь на старых карбюраторных автомобилях, а
с появлением «электронных мозгов» в двигателе, это утверждение потеряло
свою актуальность.
И
даже при кратковременных остановках, например, у светофоров, переводить
рычаг в нейтральное положение не рекомендуется, так как это приводит
лишь к излишним переключениям коробки передач и уменьшает ресурс ее
работы.
А теперь коснемся устройства АКПП.
Немного об устройстве «коробки-автомат»
Мы уже писали об устройстве автоматических коробок передач в материалах «Что будет если... при движении вперед включить заднюю передачу», «Что будет если... одновременно нажать на газ и на тормоз»,
в которых обсуждали процессы, происходящие во время движения
автомобиля. Теперь более подробно остановимся на работе автоматической
коробки передач в режиме «нейтраль».
Напомним, что в
автоматической коробке передач мощность от двигателя передается через
гидротрансформатор (который выполняет роль сцепления) на входной вал
АКПП.
Для
образования различных передаточных чисел чаще всего используются
планетарные ряды - система, состоящая из нескольких шестерен -
сателлитов, вращающихся вокруг центральной шестерни, а передаточные
отношения достигаются путем фиксации различных деталей друг относительно
друга.
Переключение передач (фиксация того или иного элемента)
осуществляется гидравлической или электронной системой управления.
Автоматика считывает данные с двигателя и выходного вала АКПП, в
результате чего - выбирает передачу.
С
рычагом селектора АКПП соединен клапан выбора диапазона, который в
зависимости от положения рычага, запрещает включение определенных
передач.
Давление масла для управления АКПП создается масляным
насосом. Масло (трансмиссионная жидкость), как и в двигателе, выполняет
несколько функций - и функцию смазки, и отвода тепла.
Разрез АКП (Mercedes):
1 - Турбинное колесо гидротрансформатора,
2 - Вал реактора гидротрансформатора,
3 - Ведущий вал,
4 - Обгонная муфта гидротрансформатора,
5 - Ведущий фланец основного насоса,
6 - Реактор,
7 - Основной насос,
8 - Картер АКП,
9 - Передняя крышка,
10 - Муфта К1,
11 - Тормоз ВЗ,
12 - Сателлиты,
13 - Солнечное колесо среднего планетарного ряда,
14 - Эпицикл заднего планетарного ряда,
15 - Муфта свободного хода,
16 - Муфта К2,
17 - Сапун,
18 - Шестерня привода скоростного регулятора,
19 - Шестерня блокировки ведомого вала,
20 - Датчик частоты вращения ведомого вала,
21 - Фланец выходного вала,
22 - Нижняя часть картера,
23 - Собачка механизма блокировки ведомого вала,
24 - Штанга механизма блокировки ведомого вала,
25 - Скоростной регулятор,
26 - Поддон,
27 - Задняя крышка,
28 - Масляный фильтр,
29 - Ленточный тормоз В2,
30 - Сателлиты заднего планетарного ряда,
31 - Солнечное колесо заднего планетарного ряда,
32 - Клапанная коробка,
33 - Крышка клапанной коробки,
34 - Ленточный тормоз В1,
35 - Сливная пробка,
36 - Насосное колесо гидротрансформатора.
Что происходит при включении «нейтрали»
Итак,
важно отметить следующее: при перемещении селектора автоматической
коробки передач в положение «нейтраль», первичный вал АКПП отсоединяется
от вторичного (ведомого) вала.
Двигатель начинает работать в
режиме холостых оборотов (700-900 об/мин), давление в системе смазки
АКПП снижается почти в 2 раза от величины давления в режиме «драйв».
На «нейтрали» можно двигаться на скорости не выше 40 км/ч
Так
как нет жесткой связи вращения колес и оборотов двигателя, крутящий
момент от колес передается на вторичный вал КПП, а если «нейтраль» была
включена на большой скорости - вторичный вал будет вращаться гораздо
быстрее первичного. При этом вторичный вал двигателя (и сопряженные с
ним шестерни, подшипники, редуктор) будет подвергаться нагрузкам,
растущим по мере увеличения скорости.
А так как давление в
масляной системе устанавливается минимально допустимым, то на большой
скорости на вторичном валу АКПП и большинстве сопряженных с ним
элементов возникнет, и будет прогрессировать масляное голодание. В
результате - локальный перегрев элементов, деформации, сокращение
ресурса коробки.
При регулярном движении на больших скоростях при включенной «нейтрали» - АКПП со временем выйдет из строя.
Теперь
определимся - что можно назвать «большими скоростями», а что - нет. Для
этого заглянем в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Практически во
всех инструкциях указано, что буксировать автомобиль с автоматической
КПП можно на расстояние не более 40 км при скорости не более 40 (а то и
30) км/ч. А порой - буксировка запрещена вообще.
Почему
так? А потому, что при скорости выше 40 км/ч давления масла будет уже
недостаточно для смазки, и коробка будет сильно нагреваться. При
скорости до 40 км/ч - давление тоже будет невелико, коробка тоже будет
греться, но маршрут не более 40 км все же сможет одолеть без особых
последствий (затем автомобиль должен «отдохнуть» несколько часов, пока
температура АКПП снизится).
Следовательно, на "нейтрали" все-таки
можно двигаться (если это прямо не запрещено инструкцией по
эксплуатации), но на скорости ниже 40 км/ч.
Что происходит при переключении в «драйв»
Если
водитель на автомобиле с АКПП все-таки движется в режиме селектора
«нейтраль», придет время, когда будет пора уже включать и «драйв». И
здесь опять стоит вспомнить про разницу скоростей первичного и
вторичного вала коробки передач.
Режим «драйв» желательно включать на неподвижном автомобиле
Электронное
управление КПП, конечно, выберет именно ту передачу, которая
соответствует скорости (хотя не исключен вариант, что будет включена 1-я
передача - все зависит от программы, заложенной в «электронный мозг»).
Но все мы помним, что включение «драйва» даже на стоящей машине
сопровождается едва ощутимым толчком - шестерни входят в зацепление.
Если
же «драйв» после «нейтрали» включить на движущемся авто, кроме того,
что момент сцепления шестерней будет более ощутим, возрастет и нагрузка
на коробку передач из-за необходимости согласовывать скорости валов.
Поэтому «драйв» желательно включать все-таки на стоящем автомобиле.
Разумеется,
однократный перевод рычага между режимами на движущемся авто вряд ли
приведет к ощутимым последствиям, а вот привычка регулярно «играть
селектором» - вполне может вывести АКПП из строя (для таких любителей
можно посоветовать приобрести авто с механической коробкой передач).
Итог
- «Нейтраль» не экономит топливо.
- На
«нейтрали» можно двигаться на скорости не выше 40 км/ч, чем выше
скорость - тем раньше наступит масляное голодание и перегрев коробки
передач.
- Режим «драйв» желательно включать на неподвижном автомобиле.
- «Нейтраль» предназначена лишь для буксировки автомобиля (на расстояние не более 40 км при скорости не выше 30-40 км/ч). И использовать автомобилисту «нейтраль» для других целей нет смысла.
http://autoportal.ua/articles/chtobudetesli/23268.html