Для начала остановимся на том, какие технические жидкости плещутся в
автомобиле и, для лучшего понимания химии процессов, вспомним их
состав.
Перечислим те технические жидкости, которые легче всего
перепутать, поскольку заливные горловины для них расположены практически
рядом: под капотом. Итак, это:
- охлаждающая жидкость,
- моторное масло,
- тормозная жидкость,
- жидкость для стеклоомывателя.
Охлаждающая жидкость
Основная
функция «охлаждайки» - отвод тепла от стенок цилиндро-поршневой группы,
дополнительная – обогрев салона в холодное время года (обеспечивает
работу печки).
Охлаждающая жидкость должна иметь высокую
температуру закипания, обладать хорошей теплопроводностью, небольшой
вязкостью, быть устойчивой к кристаллизации и испарению, не разрушать
уплотнительные материалы. Кроме того, она не должна замерзать при низких
температурах.
Поэтому в основе охлаждающих жидкостей лежат
водные растворы неорганических солей, токсичного этиленгликоля с низкой
температурой замерзания. Кроме того, в составе жидкости присутствуют
ингибиторы коррозии, защищающие систему охлаждения; присадки,
предохраняющие жидкость от разрушения, и смазывающие вещества.
Циркуляцию
охлаждающей жидкости от двигателя к радиатору обеспечивает помпа (иначе
ее называют «водяным насосом» или «насосом охлаждающей жидкости»), а
термостат отслеживает температуру охлаждающей жидкости и регулирует
поток жидкости, проходящей через радиатор.
Насос
охлаждающей жидкости: 1 — корпус; 2 — подшипник; 3 —шкив; 4 — ступица
шкива; 5 — стопорный винт подшипника; 6 — крышка; 7 — валик; 8 —
сальник; 9 —крыльчатка
Моторное масло
Масло
снижает трение между трущимися поверхностями и защищает двигатель от
износа, оно также отводит тепло, непосредственно омывая места трения. В
масле скапливаются продукты сгорания, а также продукты износа. При смене
масла эти продукты удаляются.
Моторное масло должно обеспечивать
качественную смазку, обладать хорошей теплопроводностью, выдерживать
высокие и низкие температуры, и перепады температур. Кроме того,
качественное моторное масло должно выдерживать давление до 100 МПа.
Моторные
масла получают из нефти или синтезируют из химических веществ, получая
минеральные, синтетические и полусинтетические составы. Для защиты
двигателя от коррозии, а также придания определенных характеристик
вязкости, защиты от окисления, стабилизации и пр., в масле используют
различные присадки и добавки.
Циркуляцию масла обеспечивает масляный насос, а очистку масла осуществляет масляный фильтр.
Тормозная жидкость
Тормозная
жидкость – одна из видов гидравлических жидкостей в автомобиле. С
помощью гидравлической жидкости усилие на педаль тормоза передается на
тормозные колодки.
Тормозная жидкость не должна замерзать при
низких температурах, должна иметь высокую температуру закипания, не
пениться, не испаряться и пр.
А так как тормозной жидкости
приходится контактировать с различными деталями, частично или полностью
изготовленными из резины (пыльниками, гибкими шлангами и т.д.), то ее
изготавливают не на нефтяной основе, а из нейтральных к резине
компонентов – на основе касторового масла, гликоля или силикона. В
тормозной жидкости также присутствует набор присадок, препятствующий
возникновению коррозии.
Жидкость для стеклоомывателя
Жидкость для стеклоомывателя представляет собой смесь изопропилового спирта с водой, набором моющих присадок и ароматизаторов.
Жидкость
для стеклоомывателя, как и все предыдущие технические жидкости, должна
выдерживать низкие и высокие температуры, не превращаясь в лед или пар
(это зависит от соотношения спирта и воды). В остальном же требования к
«омывайке» не слишком строги – главное, чтобы она могла очистить стекло.
Как
мы видим, вышеперечисленные требования к различным техническим
жидкостям автомобиля довольно схожи. Это и широкий диапазон рабочих
температур, и наличие антикоррозионных присадок, и высокая
теплопроводность.
Что же произойдет при смешивании этих жидкостей ?
Самый распространенный случай – жидкость для стеклоомывателя залили «не туда».
Жидкость для стеклоомывателя и масло
Помним о том, что, кроме большого количества требований, моторное масло не должно ни испаряться, ни пениться.
Итак, попадание в масло жидкости для омывателя (по сути – спирта и воды), ведет к следующему:
Увеличится
потребление топлива. Ухудшение смазывающих свойств масла и способности
отводить тепло приведет к увеличению нагрузки на двигатель: он будет
перегреваться, может «стукануть».
Вода в масле будет
способствовать возникновению коррозии, и продукты износа будут в больших
количествах скапливаться внутри двигателя, а затем забьют масляные
каналы.
Наличие летучих, легко испаряемых фракций, а также
разжижение масла ведут к тому, что даже при не слишком значительном
износе поршневых колец или цилиндров, масло (точнее смесь масла, воды,
спирта и спиртовых испарений) будет попадать в камеру сгорания. Кроме
«грязного» выхлопа, это может привести к самопроизвольному набору
оборотов двигателя (особенно на «дизелях»). Двигатель просто взорвется,
если вовремя не вытащить ключ зажигания (а педали газа автомобиль
слушаться перестанет).
К несчастью, все негативные последствия
попадания «охлаждайки» в моторное масло будут проявляться не
последовательно, а одновременно, поэтому даже небольшое количество
охлаждающей жидкости в масле может привести к необратимым последствиям.
Если
залить моторное масло вместо жидкости для омывателя, то, из-за гораздо
большей плотности масла, забьются форсунки, сгорит электромотор
опрыскивателя, масло разъест резинотехнические изделия.
Жидкость для стеклоомывателя и тормозная система
В
зависимости от типа тормозной жидкости в ней может присутствовать то
или иное количество спирта. Поэтому основную опасность при попадании
жидкости для стеклоомывателя в тормозную систему представляет вода.
Вода
способствует возникновению коррозии, появлению осадка, который вызывает
ускоренный износ плунжерного насоса и клапанов гидроблока АБС. Но эта
опасность меркнет перед опасностью возникновения воздушных (паровых)
пробок.
При попадании даже малого количества воды (до 3,5%),
тормозная жидкость меняет свои свойства: резко снижается температура
кипения, увеличивается вероятность и интенсивность вспенивания. Это
ведет к тому, что уже после нескольких резких торможений в системе
образуются воздушные пробки, и тормоза перестают выполнять свою функцию.
При этом во время плавного вождения всего этого можно даже и не заметить.
Если
же залить тормозную жидкость в бачек омывателя, эффект будет подобен
использованию моторного масла - забьются форсунки, сгорит электромотор.
Отличие будет заключаться лишь в том, что тормозная жидкость не разъест
резиновые детали.
Жидкость для стеклоомывателя и «охлаждайка»
Охлаждающая
жидкость, имеющая в своем составе спирты, и жидкость для омывателя не
являются веществами, которые будут вступать в бурную реакцию с
выделением газа, дыма и пр. Нежелательный процесс будет происходить на
уровне присадок.
Обобщить это можно так: если жидкость для
омывателя залить в радиатор – охлаждающая функция практически не
изменится. А вот спрогнозировать взаимодействие присадок и добавок,
присутствующих в обеих жидкостях – не представляется возможным.
Если же охлаждающую жидкость залить в бачек омывателя, то отмыть от грязи стекло такая жидкость будет не в состоянии.
Масло и тормозная жидкость
Несмотря
на всю подобность обеих жидкостей – моторного масла и «тормозухи» -
при смешивании им обеспечено, как минимум, снижение потребительских
функций и конфликт присадок.
То есть, если в масле будет
присутствовать тормозная жидкость, двигатель будет дымить,
перегреваться. А если в тормозной системе будет моторное масло - тормоза
могут оказаться неспособными выполнять свою функцию.
Масло и охлаждающая жидкость
Несмотря на то, что и масло, и «охлаждайка» отводят тепло от двигателя – делают они это все-таки по-разному.
Моторное
масло в радиаторе, в первую очередь, приведет к перенагрузке помпы
(водяного насоса) и термостата. Двигатель будет перегреваться, пока не
будет отключен или не выйдет из строя.
Охлаждающая жидкость, попавшая в масло, приведет к возникновению эмульсии, двигатель будет дымить и перегреваться.
Тормозная жидкость и охлаждающая жидкость
«Тормозуха»
в радиаторе (как и моторное масло), приведет к перенагрузке помпы и
термостата, двигатель будет перегреваться. А охлаждающая жидкость
выведет из строя тормозную систему.
Вода в радиатор
И,
наконец, ответ на вопрос, заданный в заголовке статьи: на современных
машинах вода, в качестве охлаждающей жидкости, уже не справится с
отводом тепла – вода быстро закипает, да еще и замерзает при температуре
0С. Кроме того, будет образовываться накипь, ржаветь радиатор.
Поэтому:
при крайней необходимости воду в радиатор залить можно. Но при этом
следует внимательно следить за температурой двигателя. Воду желательно
использовать дистиллированную и при первой же возможности следует
сменить весь объем антифриза.
Итог
Все
технические жидкости автомобиля рассчитаны только на один вариант их
использования. Даже, несмотря на кажущееся сходство составов, и
различных характеристик, отличия на молекулярном уровне делает их
несовместимыми.
Если вы случайно залили техническую жидкость «не в
ту горловину» - промойте все загрязненные элементы и смените весь объем
жидкости.
http://autoportal.ua/articles/chtobudetesli/24227.html