Что предпочесть: вариатор или автомат?
И вариатор и коробка-автомат решают одну и ту же задачу: переключают скорости двигателя с минимальным участием человека в этом процессе. Чтобы разобраться, что лучше: вариатор или автомат, необходимо вспомнить – а зачем вообще нужны разные передачи? Почему нельзя просто вдавить газ в пол, и ехать?
Потому, что двигатель внутреннего сгорания имеет рабочий диапазон частоты вращения значительно выше, чем надо, и, при этом, он не умеет автоматически перераспределять нагрузки. Когда мы трогаемся с места, нам необходимо максимальное тяговое усилие, а когда планируем увеличить скорость – максимальные обороты. Чтобы обеспечить переход из одного режима в другой, и была придумана коробка передач, смысл которой - передать крутящий момент от двигателя к колесам посредством шестеренок разного размера.
В механической коробке передач, смена шестеренок, передающих крутящий момент, происходит вручную. Понятно, что это не всегда удобно, поэтому вопрос автоматизации этого процесса зрел давно. В настоящее время, мы имеем несколько решений этой проблемы, наиболее популярными из которых являются коробка-автомат и вариатор.
Если коробка автомат не вызывает особых вопросов, то, что такое вариатор знает не каждый.
Принципиальное устройство вариатора было описано задолго до изобретения ДВС. Главная изюминка вариатора в особой форме шестеренок – это не плоские круги, как обычно, а конусы. Благодаря этому стало возможным плавное изменение передаточного числа, что невозможно при переключении с одной шестеренки на другую.
Итак, вариатор – что это? Это автоматическая коробка передач особой конструкции, обеспечивая бесступенчатый переход от одного режима движения к другому. Строго говоря, в вариаторе нет передач.
Наиболее очевидные плюсы вариатора:
- Быстрый разгон, за счет отсутствия «скачков»;
- Наиболее оптимальный расход топлива, благодаря движению на наиболее оптимальном режиме;
- Собственно, отсутствие «скачков», характерных при переключении передач;
- Уменьшение износа двигателя за счет оптимизации режима движения;
- Легкость в освоении (особенно, если сравнивать с механикой).
Плеснем немного дегтя - сложность конструкции напрямую обеспечивает дороговизну в обслуживании. Это относится практически ко всему: начиная от замены ремня, заканчивая маслом (которое в вариаторе особенное). К слову, вариатор до конца не поддался народным умельцам, поэтому ремонт и обслуживание, скорее всего, придется проходить в официальных центрах, что так же намекает нам на повышенные расходы.
Что же выбрать, вариатор или автомат?
С чисто технической точки зрения (а так же с точки зрения удобства вождения), коробка-автомат не имеет никаких преимуществ перед вариатором. Наоборот, она не обеспечивает той плавности перехода режимов, которую дает вариатор, так как в автомате используется принцип переключения скоростей, а не принцип изменения передаточного числа, как в вариаторе.
Если автомат имеет небольшое количество передач (4, например), то он будет способствовать увеличенному расходу топлива по сравнению с механикой или вариатором.
Кроме того, коробка-автомат требует больше масла и более частой его замены.
Таким образом, у вариатора есть только один минус по сравнению с автоматом – дороговизна ремонта.
Итоговый совет – если речь идет о новом автомобиле с гарантией, то вариатор, безусловно, лучше. Если же это подержанное авто – автомат предпочтительнее.
http://cherokez.ru/variator-ili-avtomat.html |