Первые
аппараты для охлаждения воздуха, разработанные американской фирмой
Carrier Transicold специально для использования на автомобилях, в 1936
году стали устанавливать на пассажирские автопоезда (седельный тягач
плюс прицепленный к нему "вагон"), курсировавшие между Багдадом и
Дамаском. С 1941 года в США начали серийно оснащать автомобили
кондиционерами. Правда, вторая мировая война почти заморозила все
разработки в этой области, но сразу же по ее окончании дело резко пошло в
гору. К началу 90-х годов в США кондиционерами было укомплектовано 85%
легковых автомобилей и 55% грузовиков.
В СССР
кондиционеры
поначалу ставили только на правительственные автомобили ("членовозы").
Первый кондиционер, собранный в конце 50-х годов из отечественных
комплектующих, был установлен на семиместный правительственный лимузин
"ЗИЛ-111-Г". Использовались ли до этого кондиционеры зарубежного
производства, выяснить не удалось - принято (или велено?) было считать,
что "членовозы" до последней гайки советские; применение на них
импортных даже мелочей, не говоря уж о заимствовании идей, не
афишировалось. В 60-х годах примитивные установки для охлаждения воздуха
за счет испарения воды использовали на грузовиках, работавших в жарких
регионах, но массового распространения они не получили. Только в 1976
году после соответствующего приказа Минавтопрома кондиционерами начали
оснащать карьерные самосвалы, "дальнобойные" грузовики и комбайны. Для
владельцев же легковушек это до недавнего времени была роскошь.
Что такое автомобильный кондиционер? Заглянем
в "Современный словарь иностранных слов". "Кондиционер - аппарат для
кондиционирования воздуха". Читаем дальше. "Кондиционирование воздуха -
создание и поддержание в закрытых помещениях и транспортных средствах
состояния воздуха, наиболее благоприятного для самочувствия людей,
ведения определенных технологических процессов, обеспечения сохранности
ценностей и т. п.".
Современные
автомобильных кондиционеры
- это устройства, регулирующие температуру, чистоту и циркуляцию
воздуха в салоне автомобиля. Конструкций много. Во всем, что касается
подачи воздуха (вентиляторы) и его очистки (фильтры), кондиционеры
разных лет примерно схожи; принципиально же они различаются только
типами холодильных установок.
Методом проб и ошибок разработчики
автомобильных кондиционеров постепенно пришли к выводу: на сегодняшний
день оптимальной холодильной установкой является та, что применяется в
современных бытовых холодильниках - парокомпрессорная, где поглощение
тепла осуществляется за счет испарения специального хладагента - фреона,
под давлением прокачиваемого компрессором по замкнутой системе.
Тривиальная
компрессорная холодильная машина пока остается непревзойденной по
совокупности технических и потребительских параметров, особенно по
соотношению "стоимость-эффективность". И усилия основных
фирм-производителей кондиционеров направлены не столько на поиски новых
принципов отбора тепла, сколько на оттачивание конструкций, работающих
по упомянутому принципу, -более тонкая механика, более умная автоматика,
"экологические" фреоны, модный дизайн, эргономика, удобство
обслуживания и т. д.
Система кондиционирования довольно сложная система с дорогостоящими устройствами. Система состоит из следующих компонентов:
Компрессор - агрегат, заставляющий хладагент циркулировать в системе, причем привод осуществляется ремнем.
Хладагент - газ фреон R12 или R134a (с 1993 используется только R-134a).
Конденсатор (конденсор) - или по-народному "радиатор кондиционера" - расположенный перед основным радиатором.
Испаритель - теплосборник, в котором хладагент испаряется и поглощает тепло. Находится у радиатора отопителя.
Ресивер-осушитель
- резервуар для выравнивания давления и осушения хладагента. Трубки,
клапаны, датчики, блок управления, сервисные клапана и прочее.
Принцип работы автомобильного кондиционера:
Как
сказано выше, привод компрессора осуществляется от двигателя ремнем.
Компрессор гонит хладагент в системе. В конденсаторе хладагент
конденсируется, при этом выделяется тепло. Причем дополнительно
конденсатор обдувается своим электрическим вентилятором. Соответственно в
испарителе хладагент испаряется и поглощает тепло -поступающий воздух
охлаждается. Вот и весь принцип.
Сервис автомобильного кондиционера:
Boвремя проводить диагностику и сервисное обслуживание, заправлять хладагент правильного типа.
Что
включает диагностика: проверка герметичности системы спец. тестером
проверка компрессора и приводного ремня проверка хладагента и
компрессорного масла. За год теряется до 20% обьема хладагента из-за
диффузии. Проверка работы испарителя.
Что можно сделать самому :
помыть
конденсатор водой из шланга от грязи и соли. Почистить испаритель или
поставить салонный фильтр (проверка проста - переключили с внешней на
внутреннюю циркуляцию воздуха - если поток возрос, то надо чистить).
Проверить работу эл. вентилятора, послушать компрессор на предмет
посторонних скрипов и шумов, а также вибрации, естественно проверить
натяжение приводного ремня. На ресивере находится окошечко через которое
можно наблюдать за состоянием хладагента: ничего нет - нормальное
состояние или весь хладагент вытек немного пузырьков - нормальное
явление много пузырьков или белая эмульсия - большие утечки хладагента
(систему лучше не включать) Появление изморози или капелек на трубках,
клапанах , соединителях показывает то, что линия засорилась. И смотреть в
оба (!) на тип заправляемого хладагента, а то в нашей стране чудес
"мастера" могут залить несовместимый тип.