Фары доп.света обычно устанавливаются
самостоятельно, в процессе тунинха
разного рода. Особенно любят их ставить
на внедорожники, причем как правило -
без понимания, зачем вообще эти фары
нужны кроме пафоса. Усугубляет
проблему путаница в терминологии и
малограмотность продавцов таких фар.
Фары доп.света можно условно
разделить на:
- противотуманные фары (ПТФ)
- доп.дальний свет
- рабочий свет
- доп.ближний свет.
ПТФ на многих современных авто
стали штатными и ставят их уже на
заводе. Это небольшие фары,
расположенные внизу бампера, светят
они широкой полосой прямо под нос авто.
Неофиты, недовольные таким
направлением фар, пытаются поднять их
луч повыше и даже умудряются
вколхозить туда ксенон. Единственным
следствием таких действий является
ослепление встречных авто, поскольку
ПТФ в принципе не могут светить вперед
направленно. Их луч плоский и широкий, и
не имеет выраженной границы сверху. ПТФ
светят ПОД туман (поскольку он всегда
стелется на некотором расстоянии от
земли. Задача ПТФ - как бы пустить
световой мячик, ударив им о землю перед
авто - а дальше он скачет между землей и
нижней границей тумана, распространясь
вперед. Головные фары при этом
беспомощно упираются в толщу тумана...
Ставить ПТФ на бампер или на кенгурин
бессмысленно. Они должны стоять как
можно ниже. Поскольку на боевых
внедорожниках ниже бампера есть только
защита рулевой и 35 колеса, ПТФ на них
вообще не ставят, некуда. На
асфальтовых жипах их внедряют в юбки
под бампером и обычно отрывают в первом
же сугробе на парковке...
У ПТФ на современных авто есть еще
одна функция. Они выравнивают
освещение в рабочей зоне перед
водителем. Современные (особенно
линзованные) фары ближнего света имеют
распределение света с максимумом на
удалении от авто, возле самой границы
сверху. А по мере приближения к авто
зона освещается все слабее, пока не
сходит на ноль за несколько метров
перед бампером. ПТФ подсвечивают эту
зону. Поэтому ксенон в ПТФ даст яркую
засветку ближней зоны, мешая водителю
смотреть дальше...
Все остальные смыслы ПТФ - сугубо
декоративные.
В магазинах предлагают десятки видов
ПТФ, от мелких и копеечных, до огромных
Хелловских лопухов. Надо понимать, что
даже крупная ПТФ работает точно так,
как работает мелкая - дает широкую
полосу под нос авто. Плохой ближний
свет это улучшить не может. Но
усугубить ослепление встречных может
очень эффективно.
Доп.дальний свет - бывает двух
основных типов:
а. Туннельный свет - светит строго
вперед по узкому туннелю. Полезно
иногда даже на трассе - коротко
подсветить дорогу впереди с
минимальным уроном для встречки. Фары
такие обычно небольшие размером.
Типичный пример: Hella Micro FF и ее
родственники.
б. Заливающий дальний. Светит
широким туннелем, захватывая обочины.
Примерно так светит и штатный дальний
головных фар. Т.е. это усиленный аналог
такого света. Эти фары обычно крупные и
массивные, например Hella Luminator или Jumbo,
поставить их можно на кенгурин или на
прочный бампер.
Технически дальний свет устроен
очень просто, сделать его неправильно
даже у китайцев редко выходит. Отличия
дорогих доп.фар дальнего от дешевых в
основном в пафосе и нюансах
светораспределения (которые дальнему в
общем-то по барабану, учитывая его
мощность).
Легковым авто доп.дальний может
понадобиться только если штатный
дальний утрачен в процессе переделки
головных фар.
Рабочий свет - это доп.фары,
которые вообще не нужны обычному авто.
Они нужны на спец.технике или
внедорожниках. И на дорогах не
используются. Задача их - максимально
плотное и сильное освещение ближней
зоны перед фарой. При этом нет задачи
оградить от ослепления посторонние
авто - по причине их принципиального
отсутствия. Фары рабочего света не
имеют четкой границы сверху. На
внедорожники их ставят как правило
сзади и сбоку. Стекло таких фар
напоминает фару заднего хода на старых
грузовиках. Например Hella Ultra Beem и
аналоги.
К той же опере относятся всевозможные
фары-искатели. Некоторые бывают
поворотными и даже дистанционно
управляемыми. Дают они узкий
прожекторный пучок, примерно как
обычный фонарик, только сильнее на два
порядка. Понятно, что это сугубо спец.свет,
запрещенный на дороге категорически.
Доп.ближний - это нечто,
производителям доп.света неизвестное.
Ни тем, кто на Западе, ни китайцам,
которые у них тырят разработки. С их
точки зрения, для движения по дорогам
общего пользования любой авто уже
имеет фары - те самые штатные фары
головного света. А если они плохо
светят - их надо починить, либо ехать
помедленнее. И кстати закон думает
точно так же. В ПДД вообще нет понятия
доп.фар. Подробнее здесь.
Закон перечисляет, что ТС должно
иметь 2 фары ближнего, 2 ПТФ и 2 или 4 фары
дальнего. Как и где именно они
установлены на конкретном ТС, он не
поясняет. Поэтому на АА доп.свет легко
прокатывает под видом второй пары
дальнего или ПТФ. Все остальные доп.фары
оказываются незаконны. Однако учитывая
мизерность штрафа, гайцы в тему обычно
не углубляются. И не докапываются даже
до подготовленных внедорожников,
увешенных такими фарами по всему
периметру. Но при попытке пройти ТО
своим ходом вопросы конечно возникнут...
На старых АА проблема слабого
штатного ближнего реально существует.
И не всегда ее можно решить бюджетной
переделкой. Второй ближний свет
объективно бывает нужен. При изобилии
предложения доп.фар, найти такие фары
непросто, на рынках они встречаются
редко, ищите в интернет-магазинах,
ориентируясь на слово "Н4". Н4 - это
лампа с двумя спиралями, используют их
для комбинированных фар ближний/дальний.
Поэтому если фара под такую лампу -
ближний у нее наверняка есть. Вот два наиболее очевидных решения:
1. Фары трактора МТЗ. Это обычные
круглые фары, такие же как на копейках,
Нивах, Уазах, Камазах, только в
отдельном железном корпусе
брутального черного цвета. Фары
крупные и облик их не столько
тракторный, сколько "грузовой".
Разместить их можно только на
кенгурине или на прочном бампере. Они
вполне вписываются в дизайн
большинства старых американских
внедорожников и траков, но на легковой
АА их можно приспособить далеко не
всегда.
Штатно эти фары комплектуются
очень архаичной оптикой, ее можно сразу
заменить на более современную для Нивы
или вовсе на оптику от Hella. Ксенон туда
ставить конечно нежелательно, но и с
приличной галогенкой светят они на
порядок лучше, чем штатный ближний
старого АА. Учитывая бюджетность и
функциональность решения, можно
закрыть глаза на многие недостатки
этих доп.фар. Помимо крупных фар МТЗ,
есть очень похожие тракторные фары под
стандарт оптики жыгулей-тройки, они
меньше размером. Все эти фары надо
искать в магазинах з/ч для грузовиков и
тракторов.
2. Фары Wesem. Это польские фары
под лампу Н4. Найти их трудней, чем МТЗ,
но можно попытаться.
Они действительно
имеют ближний с европейской галкой. И
размером и обликом намного больше
подходят для легковых АА. Но к
сожалению, светят они паршиво. Галки
мелкие, пятно неровное. МТЗ светит
существенно мощнее и ровнее.
Встречаются и иные доп.фары под Н4, в
том числе у Hella. Но
их общая проблема - хилость света,
проистекающая из небольшой площади фар
и оптики с рельефным стеклом. Под
ксенон все они однозначно негодны, ни
под каким соусом!..
Надо упомянуть так же т.н. "танковые"
фары.
В обычных магазинах их не продают.
Продают в магазинах для оффроуда (с
танков что ли скручивают?...) Выглядят
такие фары живописно, чудовищно прочные
и воды не боятся. Но светят сквозь толщу
своего бронебойного стекла настолько
хреново, что непонятно - как с ними
танки воюют. Дабы подлечить это
свойство, туда внедряют ксенон, с ним
чуток светит. Жипперы эти фары ставят
на боевые внедорожники и ценят за
неубиваемость. Но на гражданском авто
это абсолютно нефункционально.
Чтобы фары светили эффективнее, они
должны отдавать много света.
Достигается это увеличением размеров
отражателя. Поэтому крупная фара (такая
как фара МТЗ) всегда светит сильней мелкой. И
медленней теряет силу при загрязнении
в сырую погоду. Второй способ увеличить
силу света - мощная лампа. Галогенки
высокой яркости типа PIAA светят заметно
сильней обычных. Но и ресурс их меньше.
И не всякая оптика удержит их свет под
контролем. Тем более ксенон - он еще
ярче, да и расположение световой дуги
не одинаково со спиралью галогенки с
тем же цоколем - отсюда сбитая
фокусировка при колхозе. Если
нештатные лампы поставлены в доп.дальний
- это несущественно, светить будет
лучше в любом случае. Но при попытке
усилить ближний возникает масса
проблем. Иногда простая установка
омывателя фар дает водителю больше, чем
три пары доп.фар, которые залепляет
грязью через минуту езды по трассе в
плохую погоду...
Отдельная тема - фары на крыше, т.н. "люстры".
Реальный смысл эти фары имеют только на
подготовленном внедорожнике и на
дорогах использовать их однозначно
нельзя. Ставят туда обычно несколько
мощных фар заливающего и туннельного
дальнего, для хорошего результата надо
учитывать возможную засветку капота и
ветрового стекла.
При поиске доп.фар следует принимать
во внимание общую неграмотность
продавцов относительно назначения
того, что они продают. Чего стоит только
термин "водительский свет"...
Вообще-то термином Driving Light в Штатах
называют доп.дальний свет, а вовсе не
ближний... Тем более "раллийный свет".
Удодов на зубилах с "раллийным
светом", вколхоженным вместо ПТФ под
бампер аля гоночная Субару вы
регулярно видите на встречке, пока они
не оставят свой "раллийный свет" в
сугробе возле гаража... Это
действительно свет для ралли. Но на
ралли не бывает встречных авто...
Среди продавцов выгодно выделяется OFF
ROAD LIGHT, где люди отчетливо
представляют, с чем имеют дело. Магазин
этот занимается в основном рабочим
светом для спец.техники и постройкой
люстр для внедорожников. Но полезной
информации на их сайте очень много.
|