Автор: Леонид Миндель Как грамотно подготовить внедорожник к зиме Сегодня мы поговорим о подготовке внедорожника к зимней эксплуатации и нюансах тюнинга для холодного времени года Хорошо,
наверное, жить гденибудь в теплых странах – ни тебе снега, ни наледи, и
погода не шепчет гадости семь месяцев в году. Но живем мы в России, а у
нас, как водится, то дождь, то снег, то все вместе. Поэтому подготовка
внедорожника в обязательном порядке должна включать в себя ряд процедур,
делающих возможной безопасную и комфортную эксплуатацию автомобиля в
зимний период. Резина: зимняя или грязевая? Сколько
копий сломано в интернетконференциях по поводу того, что лучше едет по
глубокому снегу – зимняя резина или грязевая. Я не буду сразу
высказывать свое мнение, а для начала немного порассуждаю. Снега в
зависимости от температуры и влажности существует несколько десятков
разновидностей – от тяжелого мокрого в теплую погоду до сухого
гранулированного в мороз. Но какими бы ни были характеристики снежного
покрова, несомненно одно – при движении по нему не надо пытаться
докопаться до земли, потому что, во-первых, она довольно далеко, и
машина повиснет на мостах гораздо раньше, нежели дотянется колесами до
грунта, а во-вторых, земля все равно промерзшая, и колеса будут на ней
скользить, так что сцепления с дорогой не добавится. Поэтому при езде по
снегу главное – не буксовать, а двигаться внатяг, трамбуя снежный
покров. Теперь ответим на вопрос: чем лучше трамбовать снег –
агрессивной резиной с закаменевшими по случаю мороза грунтозацепами или
зимними шинами, сохраняющими эластичность при низких температурах? Ну,
конечно, ответ очевиден: зимние покрышки предпочтительнее. А уж о
движении по дорогам с покрытием и говорить нечего – здесь зимняя резина
даст фору грязевой и всесезонной.
У
меня был опыт зимней экспедиции на резине BFGoodrich A/T – 6000 верст в
постоянном напряжении, из них несколько сотен километров по обледенелым
бетонкам в состоянии перманентного частично управляемого заноса. На
следующий год машина была переобута в резину Nokian Hakkapeliitta LT
аналогичной размерности, и про проблемы с движением по обледеневшей
дороге я забыл раз и навсегда. В качестве аргумента в пользу
грязевых шин многие приводят их увеличенную размерность – мол, зимние
колеса все маленькие, и будет существенная потеря в клиренсе. Сейчас в
свободной продаже и под заказ имеется зимняя резина диаметром до 35''
включительно. Например, я всю прошлую зиму отъездил на покрышках
Yokagama Geolander I/O размерностью 35х12,5 дюйма, которые
зарекомендовали себя наилучшим образом как при городской эксплуатации,
так и во время экспедиции в Заполярье. К тому же при движении по снегу
разница в клиренсе в один-два дюйма не имеет такого решающего значения,
как при езде по глине или болоту, гораздо важнее сцепление с дорогой.
Посему мой вердикт однозначно в пользу зимних шин, ибо это и комфортно и
безопасно. Автономные подогреватели
Запуск
холодного мотора на морозе – дело для него вредное, а иногда и
бесперспективное. Для облегчения этого процесса существуют автономные
предпусковые подогреватели. Работая на топливе автомобиля, они
прогревают двигатель и салон еще до того, как мотор заведен. Кстати, это
положительно отражается на сроке службы силового агрегата. Горожанам,
чей путь пролегает исключительно по маршруту офис – стоянка, установка
подогревателя не является необходимой и обязательной, а вот любителям
внедорожных путешествий без него придется туго. Особенно сильно его
отсутствие дает о себе знать обладателям машин с дизельными двигателями.
В отличие от бензиновых собратьев при работе они выделяют гораздо
меньше тепла и во время эксплуатации при низких температурах плохо
прогреваются, что весьма вредно как для самого агрегата, так и для
экипажа, потому что довести салон до комфортной температуры также очень
сложно. Поэтому в список необходимого оборудования экспедиционного
внедорожника предпусковой подогреватель входить должен. Если же вы
планируете пользоваться автономным обогревателем для повышения
температуры в салоне не только во время движения, но и для ночевок в
машине, то стоит озаботиться установкой аккумулятора большей емкости
либо дополнительного, так как подогреватель расходует не только топливо,
но и электричество. Помимо предпусковых подогревателей мотора,
существуют автономные обогреватели салона, которые устанавливаются
стационарно и работают по принципу фена. Такие устройства будут весьма
полезны в автомобилях с большим объемом пассажирского отсека, где не
хватает мощности штатной печки. Немного об использовании
предпускового подогревателя. Все они имеют блок управления, монтируются в
салоне автомобиля, и по желанию можно доукомплектовать их радиопультом
для дистанционного запуска либо блоком, управляемым с сотового телефона в
случаях, когда машина стоит в гараже либо на стоянке. Правда, стоимость
такого девайса сопоставима с ценой самого подогревателя, так что ответ
на вопрос о том, в каком комплекте устанавливать оборудование, зависит
от вашего бюджета и личных предпочтений. Свет — гарант безопасности
В
зимнее время гораздо чаще приходится перемещаться в темное время суток,
поэтому вопрос светотехники выходит на первый план. Тусклые фары и, как
следствие, недостаточное освещение дороги ведут к быстрой утомляемости,
а недостаток информации по состоянию полотна попросту опасен для жизни –
ведь вы можете вовремя не увидеть яму или наледь, и времени на
управляющие действия останется меньше необходимого. Закончиться это
может весьма печально. Поэтому фары должны светить ярко и при этом быть
хорошо отрегулированы, чтобы вы не были помехой остальным участникам
движения. Сейчас цена на ксеноновые лампы сильно снизилась, и они стали
доступны практически всем слоям населения, вот только дальше покупки
самих источников света и управляющих блоков дело идет редко. Это очень
грустно, потому что яркие ксеноновые лампы требуют иной оптики, в
противном случае они ослепляют встречных. В связи с этим при покупке
ксенона не забывайте заменять оптические элементы, и в этом случае
рекомендую отдавать предпочтение линзованным модулям – они не в пример
ярче обычных, к тому же лампа находится дальше от стекла фары, поэтому
последнее не нагревается, а значит, нет риска, что оно лопнет при
попадании воды или снега. К выбору дополнительного света также
стоит отнестись со всей серьезностью. Можно, конечно, установить мощные
прожекторы дальнего света, но пользоваться ими вы сможете только на
пустынной дороге, где нет встречного движения, к тому же они будут всего
лишь дублировать ваш головной дальний свет, что не продуктивно.
Рекомендую в качестве дополнительно света установить противотуманные
фонари с широкой полосой засветки. Во-первых, они осветят обочины, что
даст вам больше информации о дороге, во-вторых, при правильной установке
и регулировке не будут слепить встречных участников движения, и вы
сможете пользоваться ими постоянно. Есть и еще один аргумент в пользу
противотуманок – в снегопады, туман и при высокой поземке толку от ярких
фар ближнего света немного, скорее они даже станут мешать, их лучи
будут отражаться от снежинок или капелек влаги, снижая тем самым
дальность обзора до нескольких метров. Если у вас установлены
противотуманные фары, можно даже выключить ближний свет и двигаться с
одним рассеянным. Внимание, дизель!
Владельцам
бензиновых моторов данная глава будет не особо интересна, речь в ней
пойдет о топливной системе дизельных двигателей. На морозе солярка
густеет и запарафинивается, поэтому зимой используется специальное
дизельное топливо. Но при экстремально низких температурах этого
недостаточно, не спасают и дополнительные присадки, заливаемые в бак при
заправке. Единственным выходом является подогрев топливной системы.
Существуют три основных типа обогрева – бака, топливопровода и
топливного фильтра. В первую очередь солярка замерзает в
отстойнике на выходе из бака, потом в топливном фильтре и в последнюю
очередь – в топливопроводе. Поэтому и устанавливать обогрев лучше в той
же последовательности. То есть, если вы хотите обойтись малой кровью,
можно установить обогрев бака и возить с собой запасные топливные
фильтры. Но я бы рекомендовал не экономить на таких вещах и установить
полный комплекс. Особенно это актуально для дизельных моторов нового
поколения, в которых, чтобы электроника автомобиля заглушила двигатель,
достаточно, чтобы топливо просто загустело. Поэтому, дабы не оказаться
обездвиженным на трассе в мороз, лучше позаботиться о температуре
топлива заранее. Вы, конечно, можете сказать, что все сказанное
выше здорово, только дорого и хлопотно. Зачем тратить время и деньги,
когда и так нормально можно ездить?! Да, можно, на задубевшей грязевой
резине, с невнятным светом и изморозью на стеклах, только не забывайте,
что, двигаясь на таком автомобиле по дороге, вы проверяете не столько
свою удачливость, сколько подвергаете опасности других участников
движения.
http://www.nemodniy.ru/2009-06-23-16-49-02/155-zima-1
|