Как правильно менять масло в АКПП?
Автоматическая коробка начала чудить? Дергается или не
вовремя переключаться? Не спешите хвататься за голову. Может стоить просто ее промыть
и поменять масло? Вот только делать это нужно правильно при помощи полной
замены масла. Для того чтобы не нарваться в автосервисе на горе умельцев,
которые вместо полной замены произведут частичную необходимо знать отличия в
технологиях замены ATF.
Если в вашей сервисной книжке не указана периодичность
замены трансмиссионного масла, то применяется универсальная формула: масло
в автоматической коробке передач необходимо заменять каждые 40 тыс. км пробега.
Но при этом необходимо знать, что существуют два варианта замены масла в АКПП:
- частичная замена масла АКПП;
- полнопоточная замена масла АКПП.
Частичная
замена масла АКПП
Первый вариант, рекомендованный
при регулярном техническом обслуживании, называется частичной заменой. Выполняется
она таким образом: масло с автоматической коробки передач сливается через
сливную пробку поддона
(если таковая имеется). Если сливная пробка отсутствует, необходимо снимать
поддон АКПП. При этом необходимо помнить, что с коробки никогда не сливается
полный объем масла - максимум половина. Это происходит потому, что старое масло
в большом объеме остается в механизме коробки передач. Так, отказываются
отдавать старое масло следующие части АКПП: «бублик» гидротрансформатора, каналы
гидроблока и клапаны / соленоиды. Поэтому при добавлении свежего масла
происходит не замена, а его обновление.
В моделях автоматических коробок передач, в которых не
предусмотрено отверстие для слива масла с коробки, необходимо
демонтировать поддон.
Технология частичной замены
проста: автомобиль поднимают на подъемнике, откручивают сливную пробку поддона АКПП
или снимают поддон полностью, сливая часть масла в корытце. Грамотные механики определяют
точный объем слитого масла - чтобы залить ровно столько же свежего. Это
позволяет избавиться от процедуры выставления уровня масла при помощи щупа.
При снятом поддоне на
большинстве АКПП становится доступным для замены фильтр коробки. Но зато при установке
поддона на место понадобится новая прокладка поддона или герметик (в
зависимости от рекомендаций производителя автомобиля). Прокладка обычно входит
в комплект поставки фильтра АКПП. Свежая ATF доливается через отверстие щупа АКПП небольшими
порциями.
Также возможен слив масла
через канал щупа, но для этого необходимо специальное оборудование.
Важным моментом является
выставление правильного уровня ATF в коробке.
При этом замеры должны быть проведены сначала на холодной АКПП, затем уровень
масла необходимо проконтролировать и при необходимости скорректировать после
пробной поездки и прогрева АКПП.
Желательно очистить стенки поддона АКПП от масляных
отложений. С этим эффективно справится быстрый очиститель Liqui Moly
Schnell Reiniger.
После слива ATF и очистки поддон устанавливается обратно на
автомобиль, и производится залив масла с обязательным контролем уровня
на холодной и горячей АКПП.
Полнопоточная замена масла
АКПП.
Второй вариант замены масла
подразумевает полное замещение старого масла из всех узлов и агрегатов
автоматической коробки передач.
В полнопоточной замене АКПП
нуждается намного реже, чем в частичной. Это необходимо прежде всего в
следующих ситуациях:
- при покупке автомобиля с
неизвестной историей;
- при пробеге автомобиля более
100000 км;
- при работе агрегатов в
режиме перегрева;
- в случае возникновения проблемы
при переключении передач, диагностируемые как «плавающие» неисправности блока
соленоидов.
Перед тем как заливать новое масло, необходимо свериться с
рекомендациями производителя автомобиля на спецификацию ATF. На фото
одно из лучших синтетических трансмиссионных масел для АКПП компании Liqui Moly GmbH – Liqui Moly ATF Top Tec 1700.
Полнопоточная замена
позволяет также провести процедуру промывки АКПП специальными промывочными
составами. Специализированные промывки не просто удаляют загрязнения, а
способны восстановить нарушенные функции переключения передач, восстановить
работу блокировки гидротрансформатора, работу блока соленоидов и герметичность
уплотнений АКПП.
Сразу предупреждаем, что
процедура полнопоточной замены ATF небыстрая и недешевая.
Чтобы полностью вытеснить старую ATF и
промывочный состав, необходимо прокачать через коробку полуторный или двойной
объем свежей технической жидкости. Еще некоторое количество жидкости теряется
при замене фильтра коробки. Для проведения полнопоточной замены масла необходима
специальная установка, которая обеспечивает точную дозировку ATF и ведет автоматический учет объема слитой жидкости для
точного вычисления замещающего объема.
В случае полнопоточной замены масла в автоматической коробке
рекомендуется воспользоваться средством для промывки автоматических
трансмиссий Liqui Moly Automatik Getriebeoil Reiniger. Это позволят
очистить каналы и клапаны АКПП и улучшить ее работоспособность.
Процедура полнопоточной
замены масла АКПП начинается с проверки уровня ATF в коробке
штатным щупом и простейшей диагностики.
Следующий этап - подключение
промывочной установки к гидравлической системе АКПП. Самый распространенный
способ подключения - через шланги системы охлаждения АКПП. При этом во многих
моделях автомобилей возможно подключение без использования специальных штуцеров,
так как предусмотрено соединение при помощи хомутов. Главное - найти радиатор
охлаждения коробки, который во многих автомобилях располагается внутри
основного радиатора системы охлаждения двигателя, в нижнем его бачке. Обеспечив
доступ к штуцерам, мастер отсоединяет подающие трубки и переподключает их на
установку потоковой промывки.
Когда герметичность новой
системы установлена, запускается двигатель. Установка самостоятельно
определяет
направление циркуляции ATF, а также
давление жидкости в системе. Если АКПП не развивает давления, то
установка регистрирует
это как неисправность коробки и замену произвести не может. При этом
нужно
помнить о том, что некоторые системы имеют встроенные термостаты,
поэтому на термостатированных
коробках (например, 750-я
модель АКПП «Тойоты») отсутствие давления в контуре радиатора -
нормальное
явление. Давление восстановится тогда, когда агрегат прогреется,
встроенный
термостат подключит радиатор и возобновится циркуляция жидкости. Для
замены ATF в этом случае необходимо шплинтовать термостат, что
предусмотрено производителем. За подробностями следует обратиться к
сервисному
мануалу.
После подключения установки и
диагностики можно заливать промывку Liqui
Moly Automatik
Getriebeoil Reiniger,
артикул 3951. Промывка АКПП удаляет все типичные загрязнения АКПП и
гидротрансформатора, восстанавливает работу гидроблока и клапанов / соленоидов.
Заливать промывку следует в прогретое масло, так как моющие присадки особо
активны при повышенной температуре. После заливки промывки необходимо дать АКПП
поработать на «нейтрали» или «паркинге» около 6 минут - при этом все клапана
работают на слив и очищаются наиболее активно. В течение еще 4-5 минут нужно последовательно
включать все режимы АКПП для циркуляции промывки по всем каналам. Автомобиль при
этом удерживается на месте стояночным тормозом.
Процедура полнопоточной замены масла АКПП считается
завершенной, когда цвет сливающегося с коробки масла не будет отличатся
от цвета свежей ATF.
Главное, что необходимо
помнить: запрещается повышать обороты
двигателя и газовать, поскольку возможно повреждение коробки. Вся процедура
промывки проходит исключительно на холостом ходу двигателя.
По окончании 10-минутной
процедуры промывки установка переключается на замену ATF. Установка скачивает старую жидкость в канистру для
утилизации и замещает ее свежей ATF. При этом
чистоту выходящей из коробки старой жидкости можно контролировать по цвету. Как
только цвета входящей и выходящей жидкости станут одинаковыми, следует
остановить работу установки.
Процедура замещения масла на
этом закончена, но полноценный эффект от нее настанет только после замены
масляного фильтра. Для этого нужно снять поддон (так же, как и при частичной
замене), очистить его и магниты, собирающие металлический мусор, заменить
фильтр, поставить новую прокладку и долить при помощи установки то количество
масла, которое теряется при снятии поддона. После можно отключать установку,
восстанавливать все подсоединения и запускать двигатель для контроля уровня
масла через щуп. Если все в порядке, то процедура закончена.
Процесс полнопоточной замены
масла с промывкой занимает в среднем один час. Основная составляющая стоимости
процедуры - цена свежего масла, которое расходуется на промывку системы. В
среднем на эту процедуру уходит двойной объем ATF сухой АКПП. Но нужно помнить, что затраченные на промывку
средства намного меньше, чем возможные расходы на полноценный ремонт АКПП.
http://www.autodela.ru/main/top/diy/AKPP_LIQUI-MOLY
|