Суть турбонаддува – в применении вспомогательного компрессора (
турбины)
для нагнетания в цилиндры двигателя большего объема воздуха. Это дает
весьма значительное усиление мощности в дизельных и бензиновых моторах,
так как при больших количествах воздуха в одном и том же объеме
двигателя есть возможность жечь больше топлива.
Изначально
турбонаддув применялся только в гоночных двигателях для повышения
результативности на спортивных трассах. Позже автопроизводители стали
применять двигатели с меньшим объемом на больших машинах с целью
экономии топлива и снижения веса автомобилей. Турбонаддув в свою очередь
позволял усилить мощность моторов, не увеличивая их рабочих объемов, а,
следовательно, и массы.
С серийным внедрением дизельных
агрегатов проблема повышения эффективности, «тишины», экономичности и
мощности встала особо остро. И как раз
турбонаддув помог достичь
потрясающих результатов в этом, ведь его применение снизило топливное
потребление до 25%, одновременно увеличив мощность дизеля до 50%. При
этом следует учесть, что турбина работает от горячих выхлопных газов и
не требует установки отдельного привода.
Выхлопные газы из
выпускного коллектора отводятся через выхлопную систему прямо в
атмосферу. Но перед этим они пропускаются через турбину, приводя ее тем
самым в движение. На турбинном валу есть специальное колесо компрессии,
которое подает отфильтрованный свежий воздух в моторные цилиндры. При
этом в дроссель или карбюратор бензиновой машины нагнетается больше
воздуха. А, как результат, - больший объем топлива поступает в цилиндры.
Выхлопные,
использованные и лишние газы направляются в выхлопную систему прямо из
турбины и выводятся наружу через выхлопную трубу. С повышением
двигательной нагрузки становятся и более горячими выхлопные газы,
усиливая тем самым турбонаддув и увеличивая механическую мощность
мотора.
Не следует путать
компрессорный наддув с
турбонаддувом. Первый представляет собой насос, сжимающий горячее
топливо и подающий его затем в цилиндры двигателя. Компрессоры
используют энергию самого двигателя для повышения его же мощности
посредством ременного привода. И если компрессорный наддув, повышая
динамическую мощь мотора, делает его куда более «прожорливым», то
турбонаддув также повышая быстроходность автомобиля, значительно экономит топливо.