П
ервый патент на шину был получен в 1846 году, и с тех пор колёса
постоянно прокалываются. Любому ясно, что спустившая покрышка не сулит
ничего хорошего. Да и упавшее давление может быть весьма опасно: недаром
в разделе «Ежедневное обслуживание» инструкции по эксплуатации
автомобиля пункт «Проверка давления в шинах» стоит одним из первых.
Когда шина «испускает дух», сопротивление качению значительно
увеличивается. К чему это ведёт? К повышению расхода топлива,
повышенному износу шин и, конечно же, к боковому уводу автомобиля.
Причём небольшой такой увод в сторону можно списать на уклон дороги или
колею. Так что водитель, по ошибке или неопытности, может продолжать
движение довольно долго. И самое опасное в этом то, что при экстренной
ситуации, например, при резком манёвре или торможении подспущенная
покрышка может сорваться с диска или провернуться. А здесь и до аварии
недалеко.
Стало быть, с этим безобразием нужно бороться всеми силами. И чем
раньше водитель заметит потерю давления, тем лучше. Конечно, самый
простой способ — перед поездкой проверить давление, поочерёдно
присоединив к каждому колесу насос или манометр. Но мы с вами народ
ленивый и забывчивый. Да и удовольствие ковыряться на морозе или в дождь
с какими-то приборами невелико. Тем более что есть уже целый ворох систем, умеющих проверять это самое давление.
Самая простая из них — это специальные колпачки с цветовыми
индикаторами, которые устанавливаются вместо штатных на вентили
подкачки. Упало давление ниже, допустим, двух атмосфер — под прозрачной
крышечкой такого чудо-колпачка появится предупреждающая жёлтая (оранжевая, фиолетовая) полоска. Ага, понятно, с колесом что-то
неладное, надо проверить. Опустилось давление ещё ниже — колпачок
«окрасится» в другой, как правило, красный цвет, который будет говорить
о критичности происходящего. Достоинство такого подхода — простота.
Минус — недостаточно хорошая информативность. Ведь колпачки можно
увидеть только во время остановки. И всё равно, обойти перед поездкой
автомобиль, посмотрев на цвета колпачков, намного проще, чем мерить
каждый раз давление.
Ещё один недостаток — колпачки начинают информировать об изменении давления только тогда, когда оно падает ниже каких-то
определённых значений, которые, кстати, для вашего автомобиля и ваших
колёс могут быть вполне нормальными. Значит, подбирать их надо именно
под вашу машину.
А для того чтобы заметить неладное во время движения, неплохо бы
иметь на борту электронную систему, которая автоматически оповещала бы
об опасных падениях давления. И не просто оповещала, а делала бы это
вовремя (чтобы было время сориентироваться) и без ложных срабатываний.
Установленная система контроля в таком случае в нужный момент
предупредит водителя об изменении соответствующего параметра и даст ему
достаточно времени для безопасной остановки автомобиля. Понятно,
в случаях серьёзного прокола или взрыва покрышки такие системы
не помогут, поскольку водитель и без всяких датчиков почувствует увод
автомобиля. А вот при «медленном» проколе подобная электроника просто
незаменима.
Есть, например, системы, которые передают данные о давлении
и температуре в шинах на центральный блок при помощи радиосвязи. А есть
и такие, которые могут передавать эти данные по Bluetooth-связи на телефоны или коммуникаторы. А что, очень удобно.
Но есть и более хитрые системы, которые работают без «настоящих»
датчиков давления, а через ABS. Именно они обычно и ставятся в серийной
комплектации автомобилей. Как они работают?
Электроника при помощи датчиков в каждый момент времени
определяет частоты вращения колёс и их относительную разницу. Как
известно, при падении давления высота профиля шины становится ниже.
Следовательно, скорость вращения колеса с «больной» шиной увеличивается,
следовательно, увеличивается и разность частот вращения колёс на одной
оси. В результате система фиксирует эти изменения — и даёт тревожный
сигнал.
Чем плох такой косвенный способ определения давления в шинах? Такие
системы могут срабатывать, например, в затяжных поворотах, когда
на протяжении относительно долгого времени система фиксирует большую
разницу частот вращения колёс разных бортов (ведь внешние колёса
крутятся с большей скоростью, нежели внутренние). И это ещё цветочки.
В некоторых случаях такие системы бесполезны вовсе. Например, когда
на автомобиле устанавливаются покрышки с технологией Run-Flat. Напомним,
у шин с такой технологией даже при полной потере давления высота
профиля уменьшается незначительно — примерно на 30—40%.
Давления в шине нет, а усиленные боковины продолжают «держать»,
и не просто держать, а позволяют продолжать движение с очень даже
приличной скоростью, на протяжении достаточно длительного времени.
И всё же эта система может очень сильно помочь, особенно в дальней
дороге, своевременно предупредив о том, что с колёсами проблемы.
Но полагаться на «помощников» полностью не стоит. Поэтому вместо вывода
напишем всего два, нет, — три слова. Следите за давлением, товарищи!
Хотя бы в неделю раз, а уж если заметили, что колесо подспущено,
не ленитесь, подкачайте.
http://www.drive.ru/technic/2007/09/21/543388.html