Мифы и легенды о внедорожниках Внедорожники,
вседорожники, джипы, «вездеходы», автомобили повышенной проходимости,
«проходимцы» – это далеко не полный список названий, которыми наиболее
часто награждают полноприводные автомобили повышенной проходимости
автолюбители. И столь же много различных легенд и мифов об этих
«гигантах» автомира.
МИФ №1 «Все полноприводные автомобили – внедорожники» Это не так.
Помимо огромного количества легковых автомобилей с полным приводом
(Audi A6, Subaru Outback и т.д.) существуют и так называемые
«паркетники» – это обычные автомобили повышенной проходимости,
оснащенные полноприводной трансмиссией. Настоящими внедорожниками можно
назвать такие автомобили, как Nissan Patrol, УАЗ, Land Rover,
Mercedes-Benz G-класса, Toyota Land Cruiser и 4-Runner и подобные им.
Такие внедорожники имеют постоянный или принудительно подключаемый
полный привод, понижающий ряд в трансмиссии, солидный клиренс, небольшие
свесы, рамную конструкцию.
МИФ №2 «Внедорожники отличаются большим расходом топлива». Смотря с чем сравнивать, если с малолитражкой – то да. Но ведь существуют и легковые автомобили с объемом двигателя от 3,0 литров и более, которые потребляют порой больше 20 литров на 100 км.
Расход топлива у внедорожников, впрочем, как и у большинства других
автомобилей, зависит от условий эксплуатации и манеры езды. К тому же
внедорожники зачастую оснащаются экономичными дизельными двигателями,
которые имеют расход топлива гораздо меньший, чем бензиновые моторы
легковушек объемом 3,0 и более литров. МИФ №3 «Внедорожник должен быть брутальным - очень большим и мощным». Это не обязательно так.
Внедорожник в первую очередь должен иметь хорошую проходимость и
маневренность. Большой кузов и мощный двигатель – это, конечно, хорошо,
но большой вес и длинная колесная база такого автомобиля негативно
сказываются на внедорожных способностях. Покупатели зачастую отдают
предпочтение именно длиннобазным пятидверным версиям внедорожников,
возможно, из-за большей универсальности. А ведь при прочих равных
условиях трехдверные внедорожники и стоят дешевле, и при этом обладают
рядом преимуществ. Например,
ввиду меньшего количества дверей и меньшей длины «трехдверки»
получаются легче, а значит – динамичнее. Короткобазные внедорожники
наиболее пригодны как раз именно для серьезного бездорожья. Минимальные
свесы и максимальный угол переката позволяют им пройти там, где
пятидверные версии могут и не проехать. Кроме того, в городе небольшие
внедорожники тоже хороши: в бетонных джунглях меньшая длина и маленький
радиус разворота всегда считались преимуществом, особенно при парковке. МИФ №4 «Эксплуатация внедорожника в городе неоправданна». Это не так.
Ведь внедорожник – это универсальный автомобиль, и кроме вместительного
салона его большие колеса, внушительный клиренс, высокая посадка и даже
короткие свесы с мощными бамперами не теряют актуальности при
ежедневных поездках по городским улицам с открытыми люками, гололедом и
пробками. Главное – соблюдать требования инструкции по эксплуатации и
принудительному подключению полного привода на асфальте. Что касается
расхода топлива, то в городе он увеличивается даже у микролитражных
автомобилей. Идеальным
вариантом можно было бы считать приобретение и эксплуатацию легкового
автомобиля – для города, внедорожника – для отдыха, но большинству наших
сограждан такая роскошь, к сожалению, не по карману. МИФ №5 «Внедорожник должен оснащаться «механикой». Необязательно. Профессиональному
внедорожнику механическая трансмиссия, конечно, подходит больше, ведь
она имеет достаточно простую и надежную конструкцию, что очень важно при
эксплуатации в тяжелых условиях, например, позволяет буксировать
машину, заводить с буксира, преодолевать сложные участки на стартере и
т.д. Ну а универсальному внедорожнику как нельзя кстати АКПП. Например,
ресурс «автомата» Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser и Jeep Cherokee
ничуть не меньше «механики».
МИФ №6 «Внедорожник очень дорог в обслуживании». Это не совсем так.
Стоимость обслуживания зависит от конструкции и марки автомобиля.
Некоторые запасные части и расходные материалы на внедорожники стоят,
действительно, несколько дороже, чем на легковые машины, но и ресурс они
имеют зачастую в два, а то и в три раза больший. Особенно это касается
элементов подвески и ходовой части – эти узлы рассчитаны на эксплуатацию
в условиях бездорожья и должны обладать соответствующим запасом
прочности. Ну
а стоимость обслуживания двигателей и трансмиссий большинства
внедорожников практически не отличается от стоимости ТО полноприводных
легковых автомобилей.
Трансмиссия внедорожников Основное
отличие внедорожника от обычного автомобиля – это возможность привода
на все колеса. Полный привод может быть постоянным или отключаемым. Большинство
внедорожников имеет отключаемый привод передних колес, ведь при
движении по хорошей дороге нет необходимости в полном приводе. Для
отключения переднего кардана от раздаточной коробки достаточно повернуть
рычаг или нажать кнопку. Но в таком случае колеса остаются в зацеплении
с полуосями, редуктором и карданом и при движении вращают все эти
детали. Для отсоединения колес от полуосей предусмотрены колесные муфты.
Они могут включаться автоматически и вручную. За
небольшим исключением автомобили с отключаемым передним приводом не
имеют межосевого дифференциала, поэтому нельзя двигаться с полным
приводом по асфальту и другим покрытиям, обеспечивающим хорошее
сцепление колес с дорогой. Это
приведет к выходу трансмиссии из строя. Автомобиль, снабженный
межосевым дифференциалом, как правило, не имеет возможности отключения
одного из мостов (редкие исключения составляют, например, Jeep Cherokee)
– это постоянный полный привод (Full Time WD). Он безопаснее на дороге,
но менее экономичен и сложнее по конструкции. Однако
возможность двигаться с полным приводом по любому покрытию очень
полезна зимой, когда участки заснеженной дороги чередуются с чистым
асфальтом.
«Внедорожный» ликбез Классификация внедорожников По конструкции подвесок внедорожники можно разделить на три категории: - профессиональные внедорожники - универсальные внедорожники - SUV «Профессионалы» Профессиональные
внедорожники обладают всем необходимым для преодоления экстремального
бездорожья: рамной конструкцией, зависимыми подвесками спереди и сзади
(мосты), пониженным рядом передач и блокировками в трансмиссии.
«Профессионалы» бездорожья – Toyota Land Cruiser серии 7, 8, 100, 105, и
200, Land Rover Discovery, Defender, Nissan Patrol, Mercedes G-Klasse,
Jeep Cherokee (хотя он имеет несущий кузов) и УАЗ. «Универсалы» Внедорожники
общего назначения (универсальные) имеют независимую переднюю и
зависимую заднюю (мост) подвеску, могут иметь раму или несущий кузов.
Они уже не являются полноценными «профессионалами», зато обладают
гораздо лучшей управляемостью и более высоким уровнем комфорта. К таким
автомобилям относятся Mitsubishi Pajero, Toyota 4-Runner, Nissan Terrano
I/II (Ford Maverick), Toyota Land Cruiser Prado, Isuzu Trooper, Opel
Frontera и «Нива». «Паркетники» SUV,
или автомобили для активного отдыха («паркетники»), обычно имеют
постоянный полный привод, независимую подвеску всех колес, возможно
отсутствие рамы (несущий кузов) и понижающей передачи. Конструкторы
сознательно делают такие автомобили динамичными и «острыми» в
управлении, но при этом их внедорожные качества зачастую безвозвратно
теряются. К таким автомобилям относятся Mercedes ML, Lexus RX, Toyota
RAV- 4, BMW Х3 и Х5, Honda CR-V, Land Rover Freelander. |