Общие понятияФорсунка
(инжектор) - управляемый электромагнитный клапан, обеспечивающий
дозированную подачу топлива в цилиндры двигателя. Существуют форсунки
для центрального (одноточечного, моно) и для распределённого
(многоточечного) впрыска. Блок управления - электронный блок,
управляющий системой впрыска, в частности работой форсунок.
Устройство и принцип работыТопливо
подаётся к форсунке под определённым (зависящим от режима работы
двигателя) давлением. Электрические импульсы, поступающие на
электромагнит форсунки от блока управления, приводят в действие
игольчатый клапан, открывающий и закрывающий канал форсунки. Количество
распыляемого топлива пропорционально длительности импульса, задаваемой
блоком управления. Форма и направление распыляемого факела играют
существенную роль в процессе смесеобразования и определяются количеством
и расположением распылительных отверстий.
Расположение, классификация и маркировка форсунокЦентральный
впрыск - В общий впускной трубопровод топливо впрыскивается одной
форсункой (или двумя как на Хонде), которая устанавливается перед
дроссельной заслонкой, в месте, где "должен стоять карбюратор", и
характеризуется низким сопротивлением обмотки электромагнита (до 4-5
Ом).Распределённый впрыск - Отдельные форсунки осуществляют впрыск
топлива во впускные трубопроводы каждого цилиндра. Они располагаются у
основания впускных трубопроводов (у корпуса головки блока цилиндров) и
отличаются относительно высоким сопротивлением обмоток электромагнитов
(до 12-16 Ом). Или меньшим, но с дополнительным блоком сопротивлений. На
некоторых автомобилях последнего поколения топливо подаётся
непосредственно в камеру сгорания (непосредственный впрыск). Форсунки
таких двигателей отличаются высоким рабочим напряжением электромагнита
(до 100 В).В маркировке форсунок может отражаться фабричная (торговая)
марка или название; каталожный номер или наименование; номер серии.
Основные признаки и причины неисправности форсунокСостояние
форсунок существенно влияет на работу двигателя. Основными признаками
их неисправности бывают: недостаточная мощность, развиваемая двигателем;
рывки и провалы при увеличении нагрузки на двигатель; неустойчивая
работа на малых оборотах; повышенная токсичность отработавших газов.
Наиболее распространенной неисправностью форсунок является их
загрязнение. Они расположены в зоне воздействия высоких температур.
Следствие этого - закоксовывание содержащимися в топливе (особенно
низкокачественном) смолами, образование на форсунке твердых отложений,
перекрывающих (частично или полностью) распылительные отверстия и
нарушающих герметичность игольчатого клапана. Кроме того, общее
загрязнение элементов топливной системы (бака, трубопроводов, фильтра и
т.д.) приводит к засорению частичками шлама каналов и фильтра форсунки.
Основным способом восстановления нормальной работоспособности форсунок
является их промывка.
Промывка форсунокЭта
операция подразумевает удаление (вымывание) накопившихся загрязнений из
системы. К основным способам промывки форсунок относятся: промывка
специальными присадками к топливу; промывка без демонтажа форсунок с
двигателя с помощью специальной установки; промывка на ультразвуковом
стенде с демонтажом форсунок с двигателя. Промывка с помощью присадок к
топливу отличается простотой и заключается в периодическом (каждые 2-3
тыс.км) добавлении в топливо специальных препаратов. Это позволяет
промывать не только сами форсунки, но и всю топливную систему. Данный
способ эффективен при регулярном удалении небольших загрязнений и носит,
скорее, профилактический характер. Внимание! Удаление застарелых
отложений подобным методом может привести к прямо противоположному
результату: большое количество шлама, смытого моющей присадкой со стенок
топливной системы, засоряет трубопровод, топливный фильтр, а иногда и
сами форсунки, окончательно выводя их из строя. Промывка форсунок с
помощью специальной установки без их демонтажа заключается в работе
двигателя на специальном промывающем топливе (сольвенте). Для этого
отключается штатный топливный насос автомобиля и магистраль слива
топлива в бак (обратка), а топливопровод системы впрыска соединяется с
установкой, имеющей резервуар с сольвентом, который под давлением
подаётся на форсунки. Процесс делится на несколько этапов. Сначала
двигатель работает в течении 15 минут в режиме холостого хода. Затем его
останавливают на 15 минут для размягчения особо стойких отложений.
Потом двигатель снова запускается и работает 15 минут в режиме
периодического увеличения оборотов до их максимального числа.
Заключительным этапом промывки является восстановление соединений
штатных топливопроводов и работа двигателя на бензине в течении 30
минут. Подобную промывку рекомендуется проводить через каждые 15-20 тыс.
км пробега. Промывка на ультразвуковом стенде с демонтажом форсунок
применяется в качестве крайней меры для удаления больших затвердевших
отложений, когда первые два способа не приводят к желаемым результатам.
Принцип действия таких стендов основан на разрушении отложений
погруженной в специальный моющий состав форсунки с помощью ультразвука.
Кроме того, стенды, как правило, позволяют точно оценить
производительность и качество распыла форсунки.
Общие рекомендацииСтарайтесь
избегать заправок топливом на сомнительных АЗС. Использование
качественного бензина продлит срок службы инжектора. Соблюдайте
рекомендуемые сроки замены топливного фильтра.