Пару десятилетий назад в так называемую «жигулевскую эпоху» очень популярными были различные
системы зажигания
– многоискровые, тиристорные и тому подобные. И это неудивительно –
ведь тогда практически повсеместно использовались в наших автомобилях
механические прерыватели-распределители. Но как только было налажено
производство ГАЗ 2410 и ВАЗ 2108, сразу же бесконтактное зажигание стало
нормой жизни в нашей стране. В электронные системы управления
двигателем стали внедряться специальные системы зажигания. На данный
момент совершенствуется, как правило, программная, а не аппаратная часть
контроллеров. Сама же конструкция свечи кардинально не изменяется
долгое время. Можно сказать, что в наше время системы зажигания
практически достигли какого-то определенного максимума в своем развитии.
Но инженеры продолжают проводить различные эксперименты с целью
достижения оптимальной работы систем зажигания, а также по устранению
каких либо конструктивных недостатков.
Очень часто производители
свечей и систем зажигания с целью увеличения продаж вынуждены делать
хитрый маркетинговый ход, называя давно известные термины новыми
словами. Например, так называемые «
плазменные свечи». Но
фактически, любая свеча представляет собой плазменный генератор, так как
искровой разряд – это и есть «холодная плазма». Каждую свечу можно
назвать «плазмотроном», и физические процессы во всех свечах одинаковы.
Но есть и действительно какие-то новые решения. Например, так называемые
СВЧ-свечи,
энергию в которых генерирует магнетрон. Подобные свечи проектирует
фирма «Беру». В ней нет бокового электрода, и разряд фактически уходит
«в пространство».
Инженеры утверждают, что мощность таких свечей
будет на 40% больше, чем обычной. В такой системе выбросы окислов азота
должны сократиться приблизительно на 80%. Такая смесь должна поджигаться
практически во всей камере сгорания и это значительно облегчит работу
двигателя с обедненными топливными смесями. Но пока еще не налажено
серийное производство СВЧ-свечей. Речь идет только о концепции развития
этого направления исследований.
Многие производители стараются значительно повысить мощность искры. Но мощность искры повышать бесконечно нельзя, так как темп
тепловой эрозии электродов будет значительно увеличиваться. В результате слишком мощный разряд позволит работать лучше, но не долго.
Некоторые
производители используют при изготовлении свечей драгоценные металлы.
Такие свечи имеют несколько преимуществ. Платиновые и иридиевые свечи
служат в три-четыре раза дольше, чем обычные. Тугоплавкий материал
электродов позволяет значительно уменьшить размер свечи, что приводит к
увеличению напряженности электрического поля пространстве между
электродами. В результате стабильность и устойчивость разряда будет
выше. Более мощный разряд таких свечей позволяет самостоятельно в
процессе работы производить очистку изолятора и электродов. Поэтому
такие свечи работают в условиях загрязнения значительно лучше.
Также
выпускаются автомобилестроителями многоэлектродные свечи. У таких
свечей два преимущества. Так как разряд прыгает с одного электрода на
другой, то снижается темп тепловой эрозии – в результате увеличивается
ресурс. Еще одно преимущество многоэлектродных свечей – это создание
«открытой искры», при которой фронт воспламенения выходит в объем камеры
сгорания. В этом случае он не формируется в тесном пространстве между
электродами. В результате скорость сгорания резко возрастает, а вместе с
ней растет экономичность и мощность двигателя.
У многих производителей есть свои фирменные «фишки». Например, использование формкамер в свечах.
Формкамеры – это небольшие выемки в электродах. В
свечах NGK выемка
находится в центральном электроде, а в свечах фирмы Denso в боковом
электроде. Эффект улучшения работы свечей объясняется тем, что на
кромках выемок происходит некоторая стабилизация разряда. Специальные
форкамерные свечи отлично работают на болидах в «Формуле 1». Но на
обычных автомобилях от них будет мало толку. Дело в том, что они
рассчитаны на очень большие обороты - от 16000 до 18000 об/мин.
Естественно, что обычные автомобили эксплуатируются на меньших оборотах.
Поэтому
надо подбирать свечи для своего автомобиля согласно рекомендаций
заводов изготовителей автомобилей или сервисных центров. Как правило, в
этих рекомендациях подобраны наиболее оптимальные параметры свечи для
конкретного автомобиля. То есть будет подобран лучший материал свечи,
количество и форма электродов, искровой зазор, сопротивление свечи,
способность к «самоочистке», форма разряда и другие характеристики.
Правильно подобранные свечи прослужат вам очень долго и «выходят» не
один десяток тысяч километров.