Сажевые фильтры для дизельных двигателей
Выбрали дизельный автомобиль? Отлично! А вы знаете, что в нем есть такая важная для экологии деталь, как сажевый фильтр?
Общие принципы работы сажевого фильтра (принцип работы DPF, FAP): DPF
или FAP (Diesel Particular Filter) – это фильтр твердых частиц выхлопа
(сажа) дизельных двигателей, встроенный в выхлопной трубопровод за
окислительным катализатором. Сажевый фильтр ("противосажевый"фильтр,
DPF, FAP, фильтр сажевых частиц)всегда представляет собой металлический
корпус (внешне похож на катализатор бензинового двигателя), заполненный
специальным керамическим материалом с ячеистой структурой, пропитанной
веществом-катализатором, похожей на матрицу, которая способна
задерживать мелкие частицы сажи из продуктов сгорания в двигателе.
Основным элементом сажевого фильтра является матрица, которая
изготавливается из "керамики" (карбида кремния). Эта керамическая
матрица имеет ячеистую структуру, состоящую из ячеек малого сечения,
попеременно закрытых с одной и другой стороны. ЭБУ двигателя постоянно
отслеживает пропускную способность сажевого фильтра и его температуру с
помощью специальных датчиков. В случае необходимости (при
загрязненности), запускает регенерацию, т. е. процесс очистки фильтра от
накопившейся в нем сажевой грязи. Регенерация сажевого фильтра бывает
пассивной и активной. Когда происходит пассивная регенерация, сажа
на "керамике" сжигается в процессе движения автомобиля и при работе
двигателя под под нагрузкой, при постоянном движении , когда температуре
в сажевом фильтре достигает 350-400 градусов по цельсию. При движении
автомобиля на малые расстояния или с постоянными остановками (условия
города и пробок), когда не удается разогреть сажевый фильтр до нужной
для пассивной регенерации температуры, а датчики фиксируют то, что
пропускная способность фильтра ниже нормы, запускается процесс активной
регенерации. При этом в цилиндры мотора, через форсунки, после основной
порции топлива, подается еще одна порция - дополнительная, клапан
руциркуляции отработавших газов перекрывается и при необходимости ЭБУ
двигателя изменяет алгоритм управления геометрией турбины. Полностью не
сгоревшая смесь, через коллектор впуска попадает непосредственно в
катализатор, который установлен прямо перед сажевым фильтром, и там
происходит окончательное сгорание смеси. При этом существенно повышается
температура выхлопных газов, проходящих через катализатор. Это приводит
к повышению температуры в сажевом фильтре до 500-700 градусов и сажа
из фильтра начинает выжигаться. При регенерации иногда можно увидеть
черный дым, выходящий из выхлопной трубы автомобиля. При регенерации, в
активном режиме, расход топлива повышается. Следует отметить, что любой
фильтр может выполнить определенное количество циклов регенераций и
обычно, через несколько лет эксплуатации автомобиля требует замену. К
сожалению, при использовании плохого топлива это недешевое изделие
может выйти из строя. Уберечься от этого помогут специальные фильтры. |