Штатная навигация как противоугонный трекер
Навигационные системы, интегрированные в штатную
электронику автомобиля, давно стали принадлежностью топовых
комплектаций автомобилей класса выше среднего. Можно ли использовать
навигатор, установленный автопроизводителем, в противоугонных целях?
Оказывается, можно.
Скажу сразу, эта идея до промышленной реализации не дошла и
реализуется пока в качестве эксперимента. Основная техническая проблема –
в обилии схемных решений, в отсутствии унификации между аппаратурой
разных производителей. Пока набираются опыт и статистика, потом возможно
будет предложить и потребительские решения (с рядом ограничений, о
которых позже). Делается это в Москве, инженерами одной фирмы,
занимающейся раскодировкой и русификацией штатных навигационных блоков и
адаптацией карт и ПО для России.
Итак, суть в следующем. Штатный навигатор большинства автомобилей
начинает работать сразу после включения зажигания. Сам аппарат может
быть и выключен, но питание на модуль GPS-приёмника всё равно поступает,
дабы сократить время «холодного старта» при включении навигации. Даже
более того: приёмник продолжает работать некоторое время и после
выключения зажигания, у некоторых производителей этот период достигает
нескольких часов и без труда перепрограммируется и на боле длительный
срок, до нескольких дней или даже недель. Благо, энергопотребление
GPS-чипсетов SiRFStar, MTK и SiRFAtlas минимально, меньше тока
саморазряда АКБ. Соответственно, автомобиль почти всегда «знает» где он
находится, если только ему «видны» навигационные спутники.
Есть и ещё одно преимущество у встроенных навигаторов по отношению к
тем же PND или отдельным радиомаякам – наличие МЭМС-гироскопа, который
позволяет по анализу отклонений построить траекторию движения автомобиля
даже без участия спутников, в определённых, конечно, пределах. Но в
этих пределах точность будет даже выше, чем у GPS, гироскоп способен
уловить отклонения в несколько миллиметров. Это значит, что автомобиль с
такой системой навигации знает свои точные координаты даже находясь на
большой подземной стоянке, в экранированном боксе, да вообще везде. И,
заметьте, всё это при формально выключенном питании.
Такое свойство штатных навигаторов грех не использовать. Самое
простое, что тут можно сделать - «снять» каким-то образом информацию о
координатах и попытаться передать её владельцу. То есть, встроить в
навигатор GSM-модуль. На случай отключения штатной АКБ нужно
предусмотреть ещё и аварийное питание, небольшой аккумулятор или
батарейку, благо, энергии много не нужно.
Оказалось, что даже такая модернизация сопряжена с множеством
технологических трудностей, от отсутствия места в блоке навигации до
сложности расшифровки протоколов межмодульного взаимодействия. Но,
пройдя этот этап, разработчики пришли к выводу, что такая работа не
стоит примитивности результата: по сути, мы получаем дубликат
радиомаяка. Да, с лучшим определением координат и с меньшим риском
обнаружения (в штатную «магнитолу» никто не полезет искать закладки), но
столь же уязвимый перед экранированием GSM-сети.
А вот с противодействием глушению такой треккер справляется не в
пример лучше. Дело в том, что угонщики работают с дорогими машинами по
более-менее устоявшемуся алгоритму: «быстрый» угон с «глушилкой» GPS,
помещение машины в закрытый бокс и спокойный поиск противоугонных
закладок. В экранированном помещении глушилку выключают, там она не
нужна. Тем боле, если машина прошла ревизию и в ней не обнаружилось
сторонних GPS-маяков. Кстати, можете быть уверены: все места установки
СОС-систем и автономных маяков угонщикам прекрасно известны и подобная
ревизия сложности не представляет. Штатный же треккер «держит» свои
координаты крепко, их нужно только передать. А пользовательское
устройство уже само наложит их на карту или экстраполирует в
навигационную программу.
Тут нужно упомянуть ещё один элемент отработанной схемы угона: GSM-глушилку
выключают позже, чем GPS, убедившись в отсутствии связи с абонентской
станцией. Для этого используются специальные радиочастотные
GSM-детекторы, недешёвые, но эффективные. Либо когда на примере
собственных телефонов угонщики убеждаются: в данном боксе сотовая связь
не работает.
Что же делать? Предлагается совершенно фантастическая идея: через
bluetooth-модуль автомобиля «взломать» чужой сотовый телефон! Поместить
туда микропрограмму, которая незаметно для владельца телефона будет
отправлять координаты автомобиля его законному владельцу, по заданному
списку номеров. Технологически особой проблемы в этом нет,
bluetooth-протокол «ломается» достаточно легко, вирусы для мобильных
платформ тоже не первый день существуют. А здесь речь идёт именно о
вирусной программе, точнее, троянской, которая не причиняет вреда, но
использует чужой смартфон в собственных целях. Происходит это так:
штатный bluetooth-модуль автомобиля модернизируется таким образом, чтобы
он автоматически включался «по событию», независимо от включённости
зажигания и даже вообще наличия питания в энергосистеме автомобиля.
«Событием» может быть определённый промежуток времени после выключения
зажигание, пропадание питания (что означает переключение на аварийную
батарейку), отсутствие приёма GPS сигналов. При определённых финансовых
вложениях устройство можно оснастить и детектором факта глушения
GPS/GSM, но это дорого и пока не проходит по габаритам.
Итак, навигатор идентифицировал по совокупности признаков факт угона
и/или глушения. Активируется bluetooth-модуль, перепрограммированный на
единственную задачу – заразить «трояном» первый сотовый телефон,
попавший в ареал действия bluetooth (это примерно 100 метров). Это может
быть телефон любого прохожего и вообще любое устройство с «голубым
зубом», оснащённое способностью передавать информацию по GSM. Сейчас
много портативных навигаторов с такими функциями, других автомобилей с
продвинутыми мультимедийными системами, появляются планшетные
компьютеры. Учитывая нынешнюю многоплатформенность мобильных гаджетов,
целесообразно сосредоточиться на основных платформах – Android и Windows
Mobile, возможно, iPhone. Но в описываемой разработке речь пока идёт
только о Windows Mobile версии не выше 6.5.
Столь непростая схема нужна для того, чтобы иметь возможность
коннекта там, где не работают иные средства связи. Ведь человек с
«заражённым» телефоном рано или поздно выйдет на простор
функционирования GSM-сети! Тогда-то «троян» и перешлёт координаты на
мобильное устройство владельца автомобиля, по стандартному протоколу, а
оно, в свою очередь, активирует программу поиска.
Тут мы вступаем на скользкий путь противозаконности подобных
действий. И дело даже не в том, что в качестве базовой программы поиска
применён «ломаный» и модифицированный «Навител» (хотя и за это по голове
не погладят), а в том, что распространение вредоносных программ для ЭВМ
– это статья уголовного кодекса (273, если кто не знает), до трёх лет
(правда, прецедентов такого наказания пока нет). Не знаю уж, насколько
смартфон может быть отнесён к ЭВМ или «иным машинным носителям», но путь
этот явно не самый законный. И это главная причина, по которой не
называется имя автора разработки. Она же надёжно страхует такие
устройства от массового распространения и открытой, легальной продажи.
Но будем реалистами. Вероятность серьёзного наказания за обладание
подобной противоугонкой даже не мала – она ничтожна. «Троян» получает
ответ от телефона владельца, после чего засыпает и обнаружить его
практически невозможно. То есть, никому никакого вреда он не приносит и
хороший адвокат легко докажет безосновательность отнесения этой
программы к категории вредоносных. Ущерб, понесённый владельцем
заражённого смартфона достигает хорошо если трёх рублей, за
использованный трафик, за такую сумму судиться захотят не многие. В
случае с «Навителом» всё ещё проще – он взят просто потому, что попался
под руку. Не исключено, что фирма ЦНТ будет заинтересована в выпуске
официальной версии своей программы со встроенной функцией поиска, тогда
разработчик готов передать ей список необходимых изменений. Да кроме
«Навитела» ещё много программ навигации существует, в том числе и
бесплатных. Можно взять какую-нибудь «нарисуйку» с картами
OpenStreetMap…Короче, это не проблема.
Заметим, несанкционированный коннект по bluetooth хоть и возможен, но
является взломом. А вот коннект по WiFi возможен совершенно легально,
тем более, что всё больше телефонов оснащаются «вай-фаем». И не только
на приём, но и на раздачу. А дальность действия WiFi даже побольше
будет, чем у bluetooth. Поэтому разрабатывается сразу двухмодульная
схема. По WiFi, кстати, можно вести машину в городе, с его обилием
хот-спотов, и это позиционирование мало будет уступать GPS. Эта функция
незаменима при угоне методом погрузки в КУНГ, когда экранируется GPS.
Например, в сети БиЛайн-ВайФай, покрывающей Москву, можно найти
«закладку» точнее, чем с LBS.
Теперь принципиальный вопрос: зачем городить огород и заниматься
встраиванием такого устройства в штатную навигацию, не проще ли сделать
отдельную автономную противоугонку? Некоторые аргументы в пользу такого
решения были приведены выше, но они не исключают и создание отдельного
устройства. Правда, с ним сложнее всё в том же юридическом плане:
модернизация готового аппарата – это одно, а выпуск целенаправленного
распространителя «троянов» - немного другое.
Понятно, что уязвимостей у описанного решения хватает. В конце
концов, многих сигнал приведёт на радиорынок, где продаются ворованные
штатные «магнитолы» - в том случае, если автомобиль угоняли на запчасти.
Но в активе всегда останется малая распространённость, отсутствие
рекламы и подробной информации о принципах работы. Значит, угонщики не
будут считать это угрозой своему бизнесу и разрабатывать меры
противодействия. 05.09.2011, автор: Макар Алтынов http://www.ugona.net/article155.html
|