В
последнее время в мировой прессе всё чаще публикуются сообщения
об опасности и даже вредности массового перевода автомобилей
на биоэтанол. Одно авторитетное мнение очень скоро оспаривается другим,
не менее авторитетным. Критика настолько жёсткая, что поневоле вызывает
недоумение. Как такое может быть: ведущие страны принимают
энергетические стратегии, которые, если верить скептикам, совершенно
бездумны и являются кратчайшим путём к масштабным экологическим
и экономическим катастрофам? Где правда? Попробуем разобраться.
Противники сжигания этанола в двигателях внутреннего сгорания
приводят убедительные доводы. Они не опровергают факта, что при
использовании этилового спирта выхлоп автомобилей становится намного
чище. Это действительно так. Главная же беда — в самом производстве
этого вида топлива, когда в атмосферу выбрасываются огромные количества
углекислого газа. А значит, вся экологическая эффективность
использования спиртосодержащих смесей сводится на нет. И бравые лозунги
о борьбе с глобальным потеплением, об изменении климата не только теряют
свою актуальность, но даже смешны.
Правы они? И да и нет. Производство этанола действительно насыщает
атмосферу парниковыми газами (ещё они называются GHG — от greenhouse
gas) в количествах, сопоставимых с выбросами бензиновых двигателей
внутреннего сгорания. Но у всякой монеты есть и обратная сторона. Дело
в том, что в процессе производства и сжигания 1 литра этанола
из растительного сырья в атмосферу попадает ровно столько же CO2,
сколько до этого было поглощено теми же самыми растениями в результате
реакции фотосинтеза. По сути производство этилового спирта есть не что
иное, как «фотосинтез наоборот», с той лишь разницей, что в одном случае
требуется солнечный свет, а в другом — выделяется тепло.
Получается, биоэтанол абсолютно нейтрален в качестве источника
парниковых газов. Значит — лучше от него не станет, но и хуже не будет,
в отличие от продуктов переработки нефти. Есть у этилового спирта и ещё
одно преимущество: положительный энергетический баланс. В зависимости
от вида сырья последний может колебаться от 1,24 до 8. То есть при
сжигании этанола выделяется в несколько раз больше энергии, чем
затрачивается при его производстве. В этом смысле «скандальное топливо»
на порядок превосходит бензин или солярку. Только вообразите себе
расходы на разведку, добычу, транспортировку, переработку нефти,
и вы поймёте, что топливный баланс нефтяных продуктов значительно меньше
единицы.
Но и без недостатков у C2H5OH не обходится. При
сгорании 1 литра этилового спирта выделяется на 34% меньше энергии, чем
при сгорании того же объёма бензина. Выходит, что если заправлять
автомобиль топливом с содержанием этанола (к примеру, широко
пропагандируемой смесью с бензином E85), то расход топлива неизбежно
возрастёт вплоть до этих самых 34% — всё будет зависеть от концентрации
спирта в каждом конкретном случае. Но с этой печальной картиной
столкнутся лишь владельцы машин с двигателями, изначально рассчитанными
на традиционный бензин и лишь затем адаптированными под новомодное
топливо.
Нельзя забывать, что октановое число этанола равно 105. Это означает,
что его можно сжигать в двигателях с куда большей степенью сжатия. Так
что, в принципе, двигатели, рассчитанные исключительно на новый источник
энергии, должны быть уж никак не хуже нынешних бензиновых или дизельных
собратьев. И в плане экономичности, и в плане мощностных характеристик.
А уж про экологию и говорить не приходится! Примерно на 80% уменьшаются
выбросы углеродных соединений, а конкретно CO2 снижаются на 30%. Но заливать в такие машины бензин категорически нельзя — детонация мигом убьёт технологичный мотор.
В этом смысле весьма пессимистично выглядят перспективы так
называемых многотопливных (чаще всего битопливных) автомобилей. Они
могут называться Flex Fuel, Flexifuel, BioFlex, Tri-Flex и как угодно ещё — всё зависит от фантазии фирм-производителей. Про такие разработки мы писали уже не раз и не два. Причём если некоторые носят статус концептов, то другие — вполне себе серийные машинки.
Но у всех этих автомобилей есть один противный недостаток — этанол там
сжигается неэффективно, ведь степень сжатия нельзя изменить, просто
нажав кнопку на панели.
Получается забавная ситуация: на бензине Flexifuel-машина едет
хорошо, а на E85 (если кто забыл, это коктейль из 85% этанола
и 15% бензина), во-первых, плохо, а во-вторых,
«жрёт» ощутимо больше. Да, биоэтанол дешевле бензина, но не намного.
Зря вы думаете, что с этим топливом сэкономите сколько-нибудь значимую
сумму. Может даже случиться и так, что будут одни убытки. Смотря как
ездить — на одной лишь «зелёной» ориентации недалеко окажешься. Поэтому
не удивляйтесь, что внедрение, казалось бы, перспективной идеи
сопровождается законодательным регулированием, например в США
и Бразилии.
Стоит тормознуть и поговорить подробнее, ибо в этих странах внедрение
биоэтанола зашло очень далеко. Бразильцы очень не любят топливные
кризисы c 1973 года. И всячески стараются их предотвратить. Так, с 1975-го
в стране функционирует масштабная биотопливная кампания. Не стоит
поэтому удивляться, что 4,5% площади Бразилии заняты плантациями
сахарного тростника, а большинство местных автомобилей можно с чистой
совестью причислить к заядлым алкоголикам. За год миллион бразильских
рабочих производит двадцать с лишним миллиардов (!) литров этанола.
Назвать экономику этой страны зависимой от нефти никак нельзя.
Выращивая и перерабатывая сахарный тростник, Бразилия полностью
обеспечивает себя топливом и электричеством. Всё это безусловно радует,
но даже в бочке спирта нашлось место вездесущему дёгтю. Ради новых
плантаций бразильцы вырубают леса Амазонки. Можно назвать это странной
и недальновидной политикой, а если сказать прямо — то это настоящий
идиотизм. Как жить без «лёгких планеты»?
Похожая ситуация складывается и в США. Президент Буш выдвинул
программу «20 за 10», которая должна помочь к 2017 году снизить
потребление бензина на 20%. За счёт чего? Разумеется, за счёт этанола.
К озвученному сроку власти намерены увеличить его производство
до 30 с лишним миллиардов литров. За последние годы инвестиции только
в исследования перевалили за 12 миллиардов долларов. И это только
начало.
В Америке производят этанола хоть и много, но всё-таки
чуть меньше, чем в Бразилии. Правда, делают его не из тростника
(он в Штатах расти не хочет), а из кукурузы. Такой вариант менее
эффективен, а стало быть, себестоимость американского эталона выше
бразильского. Тем не менее программу активно продвигают власти многих
штатов, и губернатор «кукурузного» Иллинойса, кандидат в президенты
Барак Обама (Barack Obama), — не исключение. Принимаются новые
требования к бензиновому топливу, которое должно содержать 10% этанола
(такая пропорция безопасна для традиционных двигателей).
Достигнут ли американцы своих целей? Каково будущее всей этой затеи
с биоэтанолом? Пока что всё туманно. Ясно одно — рассчитывать
на тотальный переход к спиртовым двигателям нереально. Если предположить
стопроцентную эффективность процесса переработки, то для того, чтобы
только США перевести с нефти на этанол, нужно 75% сельскохозяйственных
земель нашей планеты засеять соответствующими культурами. Грубо говоря,
если даже всю Луну засадить тростником, этого окажется недостаточно.
Массовое культивирование культур для производства этанола
неизбежно окажет значительное влияние на сельское хозяйство. Фермеры
не дураки — раз спрос на кукурузу растёт, они будут её сеять везде, где
смогут. А кто при этом подумает о миллионах голодающих жителей Земли?
Поэтому многие исследователи и негодуют, утверждая, что «выращивать»
биотопливо в то время, когда людям есть нечего, — низкое, подлое
и вообще аморальное занятие.
Впрочем, к любой критике надо относиться со здоровой долей
скептицизма. Сами по себе биотопливные программы вполне разумны и при
грамотной реализации способны принести ощутимую пользу. Стоит только
иметь в виду, что повсеместное внедрение этанола окажет ощутимое влияние
на мировую экономику. И, разумеется, найдутся те, чьи интересы
пострадают. Пример: так называемый саммит «табачных королей» 1988 года,
где боссы крупнейших компаний обсуждали, как бы нейтрализовать политику
ВОЗ по борьбе с курением. И есть ли гарантия, что подобные действия
не предпринимают сейчас все те, кто почувствовал угрозу нефтяному
бизнесу? Всё-таки, как ни крути, а внедрение биотоплива — это вопрос не столько научный и экономический. Здесь вступает в дело большая политика.
http://www.drive.ru/technic/2008/02/28/1055053.html