Все о протекторах
Протектор – пожалуй, самая заметная часть автомобильных шин.
Он же – и один из определяющих факторов, необходимый для их
качественной работоспособности. Поэтому в данной статье поговорим о
видах рисунков протекторов, их преимуществах и недостатках, а также
условиях эксплуатации. Ведь главное, на что мы ориентируемся при покупке
автошин – их внешний вид и возможность дальнейшего использования.
Сегодня при разработке протекторов производителями учитывается ряд
немаловажных факторов. Среди них: класс, сцепление с дорожным покрытием,
уровень шума, экономия топлива, возможность и эффективность отвода
воды. Не стоит забывать и о внешнем виде. В целом, протекторы должны
сочетать в себе привлекательный дизайн и эффективность в процессе
работы. Именно поэтому их проектирование начинается у инженеров и
дизайнеров, результат работы которых затем проверяется с помощью
специальных компьютерных программ моделирования. Заканчивается весь
процесс испытаниями на полигонах.
Для чего необходим рисунок протектора, выступающие блоки и канавки?
Блоки важны для хорошего сцепления автомобильных шин с дорожным
покрытием, основное же назначение канавок – предотвращение эффекта
аквапланирования путем отвода воды из пятна контакта. Причиной подобного
эффекта становится полная или частичная потеря сцепления при появлении
водяного слоя, который отделяет автошины от дороги. С уменьшением
остаточной глубины протектора и увеличением водной пленки на дороге риск
аквапланирования, при котором транспортное средство становится
неуправляемым, повышается.
Типы рисунков
Вне зависимости от условий применения и сезонности эксплуатации различают следующие виды рисунков протектора:
- ненаправленный симметричный
Данный рисунок протектора универсален. Вне зависимости от направления
вращения, подобные шины обладают одинаковыми свойствами, могут быть
установлены на любую ось и, именно поэтому специалисты интернет-магазина
Aset.by рекомендуют покупать «запаску» с таким рисунком протектора.
Зачастую такие шины относятся к категории «бюджетных».
- направленный симметричный
Более технологичный и современный вариант рисунка протектора –
направленный симметричный. Подобные шины отличаются оптимальными
отличными эксплуатационными свойствами, хорошо отводят воду. А среди
недостатков следует отметить необходимость «перебортирования»
(монтажа/демонтажа диска) при переустановке шин.
Обратите внимание также на то, что покрышки с направленным симметричным
рисунком протектора имеют дополнительную маркировку в виде надписи
«Rotation» и изображенной стрелки, которая указывает направления
вращения колеса.
- асимметричный
Асимметричный рисунок протектора используется для объединения различных
свойств автомобильных шин. При этом последние имеют как «внешнюю», так и
«внутреннюю» стороны (что необходимо учитывать при их установке).
Внутренняя часть протектора оптимальна для мокрого дорожного покрытия, а
наружная – для сухого. Кроме того, у таких покрышек имеется
дополнительная маркировка каждой из сторон (Outside или Side Facing
Outside/Inside или Side Facing Inside). Купить шины с асимметричным
рисунком протектора рекомендуется на скоростные и достаточно мощные
автомобили.
Не забывайте также о том, что монтаж покрышек должен осуществляться в
соответствии с указаниями и рекомендациями производителей. Таким
образом, вы обеспечиваете себе надежность и безопасность во время
движения.
Рисунки протекторов для внедорожников
Зачастую среди автолюбителей возникают
вопросы, касающиеся выбора шин для внедорожника. Рисунок протектора
подобных покрышек отличается наличием ярко выраженных блоков и
универсальностью (он ненаправленный и асимметричный). Среди недостатков
шин – высокий уровень шума и низкий комфорт.
Многие производители маркируют шины для внедорожников с помощью следующих обозначений:
-
H/T — Highway Terrain (предназначены для дорог с покрытием и шоссе);
-
M/T — Mud Terrain (оптимальны для бездорожья);
-
A/T — All Terrain (подходят для любой местности).
Такая маркировка позволит каждому владельцу авто лучше сориентироваться при покупке подобных автозапчастей.
Особенности протекторов зимних шин
Начало зимнего сезона – время покупки зимних шин для своего автомобиля. На что же стоит обратить внимание при выборе покрышек?
Рисунки протектора у зимних шин могут быть асимметричными,
симметричными, направленными и ненаправленными. Основное же отличие от
летней резины заключается в более пластичном составе и высокой
ламелированности изделий.
Что касается блоков протектора, то они рассечены на более мелкие
элементы несколькими канавками. Это способствует мягкости протектора
(как известно, шины на морозе «дубеют»), а также увеличению количества
граней зацепления во время движения по скользкой зимней дороге.
Кроме того, традиционно все рисунки протектора зимних покрышек принято разделять на два вида: скандинавский и европейский.
Скандинавский тип – это «грубый» разреженный рисунок с прямоугольными и
ромбовидными блоками. При этом расстояние между элементами протектора
достаточно велико. Это позволяет шине с легкостью продавливать ледяную
или снежную корку, предотвращать налипание грязи.
Европейский тип протекторов отличается
от скандинавского, прежде всего, своей глубиной и отсутствием шипов
(или отверстий под шипы). Такие особенности покрышек влияют на их
проходимость при движении автомобиля по рыхлому снегу.
Однако среди преимуществ шин,
рассчитанных на европейскую зиму, следует отметить их отличные сцепные
характеристики на холодном асфальте либо на слякоти. Также европейский
тип будет оптимальным вариантом при использовании покрышек на достаточно
высоких скоростях.
Тем не менее, выбор того или иного типа зимних шин напрямую зависит от владельца авто и условий эксплуатации.
Шипованный или нешипованный протектор?
Протектор автомобильных шин, кроме
вышеуказанных блоков и канавок, может иметь и шипы. Попытаемся
разобраться: есть ли преимущества у шипованных покрышек и какие у них
недостатки?
Во-первых, необходимо учитывать то,
что шипованные шины предназначены, в первую очередь, для эксплуатации
на дорогах, которые покрыты снегом или льдом (а это значит - в зимний
период). Если же использовать покрышки на голом асфальте, все их
достоинства исчезают: возрастает уровень шума, а тормозной путь
значительно увеличивается. Именно поэтому, если вы решили приобрести
шипованные шины, эксплуатировать их следует на льду или укатанной снегом
дорогена дороге с укатанным снегом.
Во-вторых, не стоит забывать, что
монтаж шипованной резины не должен осуществляться только на одну ось
вашего авто. В противном случае это может приводить к тому, что машину
будет заносить при торможении ввиду различного коэффициента сцепления
покрышек на задней и передней оси.
Что касается нешипованных шин, то они
действительно уступают шипованной резине в сцеплении на обледеневшей или
покрытой снегом дороге. Однако не подведут на «голом» асфальтированном
покрытии. Такие шины универсальны и идеально подходят для нашего климата
в зимний период, который может удивить как сильными морозами, так и
продолжительными оттепелями.
aset.by