Выбирая кандидатуру на тест
подержанного автомобиля, мы погрузились в пучины дискуссий. Ну, что это
будет внедорожник, сомнений не оставалось; такова уж идеологическая
линия номера ’Колёс’, который вы держите в руках. Но какой именно? С
одной стороны, надо бы взять что-нибудь милое практичным сердцам
обеспеченных соотечественников и среди них же популярное. Типа Ford
Explorer и Opel Frontera. А может, даже ’восьмидесятый’ Land Cruiser. С
другой - душа просила экзотики, как минимум Land Rover Defender или
Isuzu Trooper. Вдоволь наспорившись о том, что окажется интереснее нам, а
что - нашим читателям, мы вроде бы пришли к консенсусу. Насколько он
удачен, судить уже вам. Нам покататься на этом консенсусе было
любопытно.
Итак, Jeep Cherokee. Легендарный американский
внедорожник, один из немногих автомобилей, которым удалось встать над
временем. Машина эта без особых изменений выпускается много лет и по сей
день заслуживает самые лестные отзывы из уст сторонников полноприводной
техники. Достаточно сказать, что изображенный на фотографиях экземпляр
датирован 1994 годом и снаружи отличается от оригинала 1984 года лишь
отсутствием хромированного декора - все блестящие детали выкрашены в
черный цвет. Прямолинейный и лаконичный дизайн в сочетании с целым рядом
стилистических приемов делает Cherokee очень похожим на универсал Volvo
седьмой серии, однако большие и широко расставленные колеса придают
машине ту экспрессивность и напористость, которой у шведского автомобиля
нет вовсе.
Изучая интерьер внедорожника, мы делали поправку на
солидный возраст модели и ее происхождение (у ’американцев’ были и
остаются проблемы с эргономикой, правда, многие владельцы за это их и
любят), однако некоторые решения служат ярким примером того, как делать
’не надо’. Любопытный факт - в базовой комплектации Base/SE отсутствует
даже регулировка угла наклона передних сидений! При таком подходе в
общем-то скромную по оснащению версию Sport следует признать богатой. Но
обо всем по порядку.
Начнем с типично американских черт, которые
одни проклинают, другие восхваляют. Мягким сиденьям здорово не хватает
боковой поддержки. Шкафообразная передняя панель содержит в себе вроде
бы неплохо читаемую приборную доску, если бы еще спидометр не был
перегружен двойной оцифровкой в милях и километрах в час.
Тайны
работы блока управления вентиляцией и кондиционером постигаются
исключительно опытом. На единственный подрулевой переключатель вынесена
масса функций, в том числе и круиз-контроль, поэтому добраться до
действительно необходимой, например, до включающего дворники кольца,
бывает сложно. Особенно в нужный момент. А очиститель заднего стекла
вообще приводится в действие отдельной кнопкой. Кнопка звукового
сигнала, расположенная в центре простенького рулевого колеса с тремя
тонкими спицами, вызвала улыбку: уж больно она напоминает о грузовиках
годов эдак пятидесятых. Но есть и откровенные промахи, которые нельзя
объяснить прихотями загадочной американской души. Зачем рабочему
внедорожнику светлая обивка салона? А конструкция перчаточного ящика?
Сам ’бардачок’ находится в верхней части передней панели, а крышка его
откидывается вниз, будто нарочно затрудняя доступ к содержимому. Посадка
на заднем сиденье подпорчена низкой спинкой и отсутствием
подголовников. С другой стороны, куцый задний диван здорово улучшил
обзорность - у Cherokee и так отменную - благодаря большой площади
остекления. Порадовал внушительный запас хода регулировки руля по
высоте, однако главным достижением по части удобства пользованием надо
признать дверные ручки - большие и прочные. Наружные ручки просто
идеальны: им не страшны ни лед, ни толстые перчатки, ни прилагаемые
усилия - порой кажется, что сломать их невозможно.
Чем лучше мы
узнавали Cherokee, тем более четко осознавали, что в этом автомобиле
первая роль отведена все-таки технике, а отнюдь не экстерьеру или
интерьеру. С ’начинкой’ все по-другому. Машина выпускается во множестве
модификаций. С трех- или пятидверным кузовом, тремя различными моторами и
тремя коробками передач, с задним, подключаемым полным или постоянным
полным приводами, а также с несколькими настрой-ками подвески. В наших
руках - автомобиль с ’автоматом’, подключаемым приводом на передние
колеса и самоблокирующимся дифференциалом в заднем мосту. И одним
условием: на дорогах с твердым покрытием использование полного привода
запрещено. На снегу, песке, раскисшем грунте - пожалуйста.
Динамика
у Cherokee более чем внушительная. Не будь здесь автоматической коробки
передач, при низких стартах 190 лошадиных сил быстро сожгли бы задние
покрышки об асфальт. Даже при легком нажатии на педаль газа
полуторатонный автомобиль играючи удерживается в первых рядах
транспортного потока. Если же педаль продавливать до пола, адаптивный
’автомат’ марки Mitsubishi перенесет момент переключения передач с 2900
об/мин на 4100 об/мин, и угнаться за внедорожником будет уже совсем
нелегко.
И не стоит забывать, что прочная подвеска позволяет
Cherokee не реагировать на большинство дорожных неровностей. С ростом
скорости, когда стрелка спидометра проскакивает отметку в 100 км/ч,
картина изменяется и управление машиной требует физического и
психологического напряжения. Рулевое управление с мощнейшим
гидроусилителем совершенно неинформативно, к тому же не отличается
точностью, в результате чего приходится идти ’на ощупь’, постоянно
корректируя траекторию и опасаясь с корректировкой переборщить. А
общение задней рессорной подвески с ямами и стыками выливается в
ощутимые толчки, передающиеся на кузов. И совсем плохо, когда на высокой
скорости эти толчки начинают ’переставлять’ машину из стороны в
сторону.
В быстрых поворотах Cherokee доставляет массу неприятно
острых ощущений: к ’пустому’ рулю тут присоединяются сильные боковые
уводы покрышек, а задемпфированность привода педали акселератора не
позволяет точно дозировать тягу. Правда, крены кузова не столь велики,
как того ожидаешь. Остается доверять тормозам - благо, доверять им
можно: несмотря на отсутствие АБС, скорость гасится очень эффективно. На
скользких покрытиях вроде льда или плотно укатанного снега езда на
заднем приводе не просто ненадежна, но и откровенно опасна. При входе в
поворот под сброс газа массивный Cherokee уплывает наружу, вяло реагируя
на действия рулем. Добавление газа приводит лишь к слабо
контролируемому боковому скольжению. Если же перед поворотом
заблаговременно сбросить скорость - а работать тормозами в таких
условиях приходится с ювелирной точностью - то на дуге педаль газа лучше
без причины не беспокоить, ибо занос возникает практически мгновенно.
Подключение
передней оси как по волшебству снимает многие проблемы. На руле
появляется хоть какое-то подобие возвращающего усилия, в поворот машина
заныривает охотнее и ведет себя очень послушно. С полным приводом
автомобиль сохраняет задне-приводные повадки, поэтому повороты можно
проходить с легко прогнозируемым заносом, по желанию изменяя его
глубину. Да и погасить занос не представляет особой сложности.
Проходимость
- так зовется козырь Cherokee. Со снегом любой глубины машина
справляется, как Жигули - с асфальтом. Переход на понижающий ряд
трансмиссии требуется только в тех случаях, когда оказываешься перед
необходимостью штурмовать обледенелые холмы. И здесь ’автомат’
приходится как нельзя кстати - с механической коробкой передач настолько
плавно тронуться с места не получится, а ведь в тяжелых дорожных
условиях сдвинуться с мертвой точки - уже полдела. Да и мощный мотор не
помешает: буксующими колесами автомобиль может в мгновенье ока разгрести
снег до грунта и найти, таким образом, точку опоры. А гидроусилитель,
столь неловкий на дороге, поможет вырвать машину из плена колеи.
Диагонального
вывешивания Cherokee тоже особо не страшится. Если такое и случится
(при достаточно больших ходах подвески), самоблокирующийся дифференциал
выведет машину из оцепенения. Любителям экстремального офф-роуда
посоветуем поберечь картеры мостов и не забывать о том, что задний свес у
автомобиля присутствует, и не такой уж маленький. И если вы стремитесь
использовать возможности Cherokee на сто процентов, придется переобуться
в профессиональные покрышки, поскольку вседорожный Bridgestone Dueler
для полноценных приключений не подойдет.
Вынуждены признать:
легкое разочарование от эргономики машины у нас быстро сменилось
восторгом от ее боевых качеств. Ни малейших сомнений: мы имеем дело с
одним из последних настоящих внедорожников, бескомпромиссной машиной для
передвижения по любым поверхностям. Но сразу оговоримся: этот вывод
касается только автомобиля в описанной комплектации. И что приятно: пока
еще есть возможность приобрести не только подержанный Cherokee за
умеренные деньги, но и обзавестись абсолютно новым экземпляром.